Человек огромной культуры. Александру Сокурову – 70

Режиссеру Александру Сокурову – 70. Историк по первому образованию кинорежиссер Сокуров умеет заглянуть вглубь времен и событий и создать на экране особую, полную метафор атмосферу.

14 июня юбилей отмечает режиссер, сценарист, педагог, всемирно признанный мастер отечественного кино: Александру Сокурову – 70. Историк по первому образованию кинорежиссер Сокуров умеет заглянуть вглубь времен и событий и создать на экране особую, полную метафор атмосферу. В его фильмографии – более полусотни художественных и документальных картин. Многие из работ Сокурова стали событием, отмечены престижными наградами за рубежом. Но в России его ленты не всегда попадали в широкий прокат.

Они торопятся в Зимний. От порога и первой прихожей, через все залы и времена. Эрмитаж – это русский ковчег. Режиссер и историк Сокуров это знал всегда. И хотел, чтобы это знали все в мире. От появления дворца, через встречи с семьями царей, Пушкиным, Екатериной Второй, через музейные экспозиции и блокадные дни.

Сокровищница и жизнь России за три столетия – от и до. От и до снята одним планом. Без монтажа. Это абсолютный прецедент. Полтора часа видео с огромным количеством актеров и гигантской массовкой, с километровыми перемещениями и словно на одном дыхании. У Сокурова дыхание и правда как будто остановилось.

"Было ощущение, что я из стали сделан, нет ни одной струнки, я состою из мышц, воли и желания, а когда закончились съемки, вокруг меня многие плакали, а у меня сил не было, я два дня уснуть не мог", – вспоминает Александр Сокуров, народный артист России, кинорежиссер.

Плохо спал в эти дни и Михаил Пиотровский. Эрмитаж – место святое, пустить сюда киношников – за гранью понимания. Но для Александра Сокурова он сделал исключение.

"Это человек огромной культуры", – признается генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Историк, который работает в пространстве художественного вымысла. Его первый фильм не приняли. Он подлежал уничтожению. Сокуров ночью выкрал негативы из фильмотеки Института кинематографии. За него тогда вступился Андрей Тарковский. Гений завидовал таланту этого нового гения.

"Он был гениальный человек, поэтому в оценках работ заблуждался, он преувеличивал, был близок мне по душе. Я благодарен ему до конца дней своих буду", – говорит Сокуров.

"Телец", "Молох", "Фауст" – Александр Сокуров задумывал снять все и показать тоже все сразу. Но так не получилось. 12 лет между первым и последним. Герои, которых знают все, но в ином свете.

"Каким бы ни был знаменитым персонаж, он для меня человек. Это удивительно и прекрасно, трудно, потому что признать за Гитлером право быть человеком, трудно, и многие отказывают", – говорит Сокуров.

Этот необычный взгляд на мир привлекал к нему талантливейших людей. Он работал с Солженицыным, Граниным, а однажды, как это всегда с ним бывало, раздался еще один звонок.

"Чудесный звонок. Знакомый голос: "Сашенька, найдется ли время, это Слава". Я узнаю, но не верю", – вспоминает Сокуров. Это был необычайный творческий союз. Постановку в "Ла-Скала" закончить им не удалось из-за болезни Ростроповича. Но такую Вишневскую никто никогда еще не видел.

Все его герои не такие, как мы привыкли. И все в его жизни не такое. Вот и сейчас Александр Сокуров работает над фильмом-сказкой про Вторую мировую.