Сложная паводковая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке. Огромное количество растаявшего снега привело к подъему воды в реках. Многие населенные пункты – в зоне подтопления. Под угрозой снова Тулун в Иркутской области. В 2019-м город буквально смыло наводнением, пострадали тысячи людей, затопило 3 тысячи домов. В Тулун дважды приезжал Владимир Путин. На восстановление были выделены огромные средства. Как Тулун встречает новое наводнение?
На реке Ия, внезапно вышедшей из берегов в июне 2019 года, после чего несколько микрорайонов города Тулун были буквально сметены потоком, сегодня опять вода высокая. Старший инспектор ГИМС Олег Фоминых, спасший на том наводнении десятки жизней, напряженно следит за уровнем воды.
Сейчас в горах идут дожди, два-три дня – и здесь может случится все что угодно. 19 сантиметров воды – выше критической точки – это уже причина для беспокойства, дамбы теперь опоясывают город.
Ия – река невероятно коварная: каких тут только дамб ни строили, и все их смывало. Сейчас построили и в два раза выше, и в два раза шире – новая дамба прекрасно работает. По проекту дамба должна быть непрерывной, и уже через год каменный щит Тулуна доделают.
В 2019 году старую насыпную, еще советской постройки, дамбу смыло потоками. Страшно представить: почти 14 метров – такая была вода. 26 человек погибли, четверо пропали без вести, уплыли дома, огороды, пашни, погиб скот. Люди оказались в отчаянном положении – без жилья, без надежды. 45 000 человек были признаны пострадавшими. Президент Путин дважды посетил Тулун – он общался персонально с каждым, кто обратился: Никто не остался без внимания, любая, даже самая небольшая проблема президентом была услышана.
Семья Геннадия Зарчикова пострадала: дети, племянники – дома уплыли у всех. Но сейчас у Геннадия – новый дом, он получил сертификат на 5 миллионов. Новый дом, новая техника, новая жизнь – это микрорайон "Березовая роща". Здесь получили новые дома все те, кто пострадал от наводнения. Президент обещал людям восстановить не только дома, но и огороды. Ольга купила на сертификат от государства новый дом из дерева, как и хотела, 97 квадратов, и землю на огород.
РЖД и область строят школу на 1275 мест и детский сад. 2400 жилых домов и 15 соток земли к каждому. Благоустройство – полным ходом. Улицы названы в честь спасателей, патриотов, оптимистов – других людей здесь и не было.
Это один из уцелевших домов по Нагорному переулку. Вода здесь, как говорят местные, была под крышу, и сейчас она стоит здесь с 2019 года. После наводнения из 1000 домов уцелели только 18, но некоторые люди продолжают жить в таких условиях, даже несмотря на полученные выплаты.
Александр приехал спилить и вывезти остатки старого дома на дрова. До реки Ия – метров двести, выжили чудом. И в других районах Тулуна грунтовые воды подмывают дома и огороды.
У Галины есть право на компенсацию за грунтовые воды, но она предпочла остаться.
Дома в том числе и для тех, кого подмывают грунтовые воды, уже готовы и заселены.
Людмила Зайцева, многодетная мать, потеряла во время наводнения все: и дом, и имущество, и документы. В новой большой квартире – она и ее двое младших. Старший сын получил отдельную квартиру – сертификат разделили.
- Как быстро вы получили сертификаты?
- Мы получили практически за неделю, документы восстановили за два дня, – рассказывает женщина.
Дом – особенный: всего 2 этажа, но жить в нем удобно всем. Отрадно, что в таком двухэтажном домике, каждый подъезд оборудован лифтом для маломобильных людей.
Тут же рядом еще 6 восьмиэтажных домов: люди уже живут и радуются.
Губернатор Иркутской Области Игорь Кобзев не оставляет контроль на откуп подчиненным – лично приезжает и общается с переселенцами в новых домах.
"Мы когда встречались с президентом в видеорежиме в сентябре месяце, он немножко покритиковал нас, что социальные объекты тоже надо строить. И мы в этом направлении усилились", – заверил Кобзев.
Малый бизнес в Тулуне тоже поддержали. Роман получил безвозвратный кредит на полтора миллиона от Сбербанка, да еще и остаток – то, что брал на мойку, ему закрыли. По страховке. Остаток кредита, который оставался, страховка загасила.
Сергей Сигалевский – лучший спец в городе по видеонаблюдению и Интернету. Теперь его офис – его машина. Инструменты – в багажнике, но машину он купил на безвозвратный кредит от государства, как и оборудование.
Даже крупный заготовительный комплекс пострадал, но получил поддержку как резидент в рамках территорий, опережающих социально-экономическое развитие. А это существенно: теперь черемша и папоротник, березовый сок и кедровые орехи не пропадут из магазинов региона.
Если говорить о тулунском наводнении, то вода дошла и сюда, на разрез. Добыча остановилась на три месяца, но ее восстановили – сейчас 640-тонный экскаватор добывает уголь для электроэнергетики страны. А ведь это основа энергетики Иркутской области.
Две машины такого угля (бесплатно) положено семье Лапердиных. В год. Дом Лапердиных разорвало. Теперь у них новый – каменный. Лапердины немного добавили – и теперь у них дом даже больше. Большой диван, 6 комнат и теплые полы, кухня. А вид со второго этажа – на лес и дорогу, тут и ждут родителей с работы.
Сейчас тут работает вся страна, самые мощные корпорации. РЖД построили дома – уютные и теплые – детские площадки, школы, "Роснефть" – еще одну потрясающую школу всего за 300 дней, Сбербанк восстановил больницу и построил с нуля модульный ковидный госпиталь. Тут есть все: техника последних медицинских достижений и лучшие специалисты. Но даже они далеко не боги.
Вакцинация в Тулуне идет полным ходом, правда, и рост заболеваемости есть. Но теперь есть и позитивно укрепляющая новость для тех, кто со спортом дружит: "Газпром" подарил Тулуну немыслимую по своим характеристикам ледовую арену и спортивно-оздоровительный комплекс.
Жители Тулуна еще пока не знают, как на все реагировать. Еще недавно не самое простое для проживания суровое место, но любимое и родное. И далеко от федерального центра, потому и казалось, что проблемы местные больших руководителей не волнуют, но выяснилось, что это совсем не так, потому что Тулун – это Россия, а Россия – это Тулун.