"Лучизм" Михаила Ларионова: к 140-летию со дня рождения художника

3 июня исполняется 140 лет со дня рождения одного из основоположников русского авангарда художника Михаила Ларионова.

Его называли "человек-оркестр", потому что в своей бурной деятельности он собрал все, что его вдохновляло и увлекало. Михаил Ларионов был художником, иллюстратором, графиком, театральным декоратором, историком балета, хореографом и коллекционером.

Первые работы Ларионова — поиск себя. Он начинал с импрессионизма, увлекался примитивизмом, народным творчеством и восточным искусством, чтобы в итоге создать свое собственное авангардное направление — лучизм. "Мы видим не просто предмет или цвет, мы видим лучи, которые он отображает, а следовательно, изображать нужно не только объект, но и исходящее от него сияние", такой была его концепция. Беспредметная живопись стала основой развития абстракции, и опыты Ларионова в этом направлении оказали влияние на развитие авангарда и многих его представителей: Малевича, Татлина и пр.

Страсть к экспериментам стала основой его стремления к эпатажности — чего только стоят названия художественных кружков, которые он организовывал: "Бубновый валет", "Ослиный хвост". Его искания меняли направления в связи с событиями жизни. После ранения в Первой мировой войне Ларионов с супругой, художницей Натальей Гончаровой уехал во Францию. Там создавал декорации и костюмы к балетам Сергея Дягилева — их авангардный декор был визитной карточкой дягилевских постановок. В конце жизни Михаил Ларионов вернулся к предметной живописи и эстетике наивного искусства, рисовал натюрморты и зарисовки из уличной жизни.

Полотна Михаила Ларионова хранятся в Третьяковской галерее, Галерее Тейт и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Центре Помпиду в Париже, а также в частных коллекциях.

Не пропустите в честь юбилея знаменитого художника на телеканале "Россия-Культура" документальный фильм "Когда восходит полунощное солнце" 3 июня в 13:35. О творчестве лидера русского авангарда расскажут искусствоведы Геннадий Поспелов и Алла Луканова.