В аэропорту Шереметьево приземлился рейс "Аэрофлота" из Парижа, который взял на борт помимо своих пассажиров еще и тех, кто не смог вылететь на самолете Air France. Из-за трудностей в согласовании маршрутов в облет Белоруссии от части своих рейсов вынуждена отказаться уже не только Франция, но и Австрия. Как теперь будет выглядеть европейская карта полетов и кто от этой авиационной блокады Минска пострадает больше остальных?
Рейсы Москва-Париж и Париж-Москва опять отменены французским авиаперевозчиком, и это единственная красная пометка на табло московского аэропорта Шереметьево.
26 мая пассажиры в Париже уже сидели в салоне, когда им сообщили: полета не будет.
Российская теннисистка Елена Веснина, олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро, которая должна была, наоборот, вылететь из Москвы, чуть не пропустила из-за этого международный турнир.
"Собирались вылетать на "Ролан Гаррос" в Париж, и где-то за два часа до вылета приходит сообщение от Air France: "Извините за беспокойство, но ваш рейс перенесен на завтра", – рассказала спортсменка.
Пришлось воспользоваться другим перевозчиком. К изменившимся обстоятельствам в воздушном пространстве компания Air France оказалась не готова. Объявив, что не будет летать над Белоруссией, теперь она вынуждена оправдываться – другой маршрут не успела согласовать.
"Air France подтверждает отмену рейса из Парижа в Москву по причинам, связанным с обходом воздушного пространства Белоруссии. Нам требуется новое разрешение российских властей на то, чтобы попасть на их территорию", – говорится в сообщении перевозчика.
Вывезти из Франции россиян бескорыстно взялся "Аэрофлот".
"Часть пассажиров отмененного рейса Air France сегодня прибывает в Москву рейсом "Аэрофлота". Это обычная отраслевая практика, и мы приняли решение о замене воздушного судна на более вместительное", – сказала пресс-секретарь российской авиакомпании Юлия Спивакова.
Из тех рейсов, что сейчас обозначены на карте сервиса Flightradar, – над Белоруссией только российские и китайские самолеты. Хотя, к примеру, первой объявив о бойкоте, так и не присоединилась к нему Украина.
"Вмешивание вот в эту тонкую структуру политики, как правило, приводит к абсурду, что сейчас и происходит с Белоруссией. Страдают все – люди купили билеты и не могут улететь, потому что пространство закрыто. И это делается все в нарушение существующих регламентов ICAO", – прокомментировал ситуацию заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Но ICAO, Международная организация гражданской авиации, у которой 27 мая проходит экстренное заседание, сообщает, что в принципе не может запретить кому-то где-то летать.
"Закрытие воздушного пространства или право приземления самолетов никогда не передавались секретариату ICAO в соответствии с Чикагской конвенцией", – заявили в организации.
Больше 300 рейсов европейских компаний в сутки пролетали над Белоруссией. Сейчас авиационным властям России нужно основную их часть срочно переориентировать на новые маршруты.
"По карте нам может казаться – вот оно, прямо и полетел. На самом деле – нет: влияют и погодные условия, и рельеф. В конце концов, на земле есть такие объекты, над которыми летать нельзя. Допустим, над Москвой летать нельзя. Над атомными электростанциями нельзя летать, над военными объектами", – пояснил авиационный эксперт Александр Ланецкий.
Согласовать траектории полетов просто не успевают. 27 мая рейсы Москва-Вена и Вена-Москва отменила и австрийская национальная авиакомпания.
"По рекомендации Агентства авиационной безопасности Евросоюза мы приостановили полеты через воздушное пространство Белоруссии. По этой причине необходимы корректировки маршрута из Вены в Москву. Изменения должны быть одобрены властями. Российские власти не давали нам это разрешение", – сообщили в Austrian Airlines.
Ситуация осложняется еще и тем, что из-за карантина между странами формально так и не восстановлено регулярное авиасообщение. Все полеты считаются грузо-пассажирскими – их еще называют вывозными, и каждый рейс должен получать отдельное разрешение. Ожидание может увеличиться в разы.