"Маленькое" искусство великих: в Еврейском музее открылась уникальная выставка

Главным открытием выставки работы Поленова и Репина, из которых видно, как художники развивались, как продвигались от едва уловимой идеи к окончательному решению. Вспомогательной функции небольшого наброска посвящена первая часть выставки. Второй раздел – об искусстве модернистов, о значении неоконченного рисунка и легкости этих произведений.

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Маленькое” искусство", на которой представлено творчество Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других художников.

Чуть больше 130 работ "“Маленького” искусства" – это когда небольшие и совсем крохотные картины в огромном количестве висят на стенах. Не просто висят, собраны специально для представления публике из Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. Щусева, Музеев-заповедников "Петергоф", "Абрамцево" и "Царское село". Представлены и картины из частных собраний, иногда анонимно.

Как считает генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода, "выставка "“Маленькое” искусство" посвящена исследованию малой формы в наследии великих художников. Малые по масштабу картины, эскизы, наброски существуют в творчестве каждого художника. Мы хотим подробно рассказать нашим посетителям какую они играют роль. Малые формы дают нам возможность вступить в неформальный диалог с великими художниками, узнать об их идеях и взглядах на жизнь".

Иван Похитонов. 1880-1890-е

Можно ли устраивать такую выставку – вопрос оставался открытым, памятуя как для "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" в Москву 5 лет назад привезли несколько миниатюр. Но охранная система в Третьяковской галереи располагалась таким образом, что любоваться на них можно было лишь с расстояния нескольких метров. Что, признаться, весьма затрудняло процесс постижения прекрасного.

Оставалась надежда на опыт Еврейского музея и центра толерантности в области организации экспозиций разного уровня сложности, но ожидание было волнующим. Тем более, что кураторы выставки не скрывали: чаще всего на вернисажи вещи столь маленького размера не попадают, особенно если это только набросок или замысел композиции. Эти работы навсегда спрятаны в запасниках. И если их и достают их из папок, лишь специалисты для написания монографий.

Однако рискнули, чем привлекли внимание практически всех столичных изданий. С другой стороны, за год виртуальных событий люди изголодались по реальности. И любое осязаемое событие сейчас оказывается в эпицентре внимания.

Тем более столь грандиозное в миниатюрном замысле. Или наоборот, миниатюрное в грандиозном? Ведь зачастую формат не так уж важен. Главное, что в произведении сохраняется душа художника. Его умение видеть. Его дар.

Исаак Левитан. 1883-1886

В этой связи главным открытием, пожалуй, стали работы Поленова, Левитана и Репина, из которых видно, как художники развивались, как продвигались от едва уловимой идеи к окончательному решению в ставших позже известными полотнах. Вспомогательной функции небольшого наброска посвящена первая часть выставки.

Второй раздел – об искусстве модернистов, а значит, о значении неоконченного рисунка и легкости этих произведений. Небольшие форматы произведений позволяют увидеть манеру и последовательность работы художника. Здесь царит Бакст, рисунок которого – острый и точный – будто сохраняет движение руки. И Константин Сомов, чьи акварели – живое свидетельство его скрупулезного отношения к своей работе.

Казимир Малевич. Эскиз картины

Следующее пространство определено формулой Казимира Малевича "Современная нам форма в искусстве – исследовательский институт", придуманной им для своего окружения. В Петрограде 1924 года супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства. Представлена на выставке графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника вместила себя весь пафос авангарда, его стремление к изменению формы предметов.

Даниил Даран. Бассейн

Последний зал отдан "камерному" искусству. Прилагательное камерный в русском языке многогранно и в зависимости от контекст привносит разные оттенки.

Но только не в 30-е годы прошлого века. И не для Александра Шевченко, Павла Басманова, Антонины Софроновой, оказавшихся на периферии художественного пространства. "Камерная" тема родилась из лагерных миниатюр Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные материалы. Так появился цикл крошечных работ. Крошечных – значит в формате спичечного коробка. Камерное пространство – напоминание о способности настоящего художника вместить в небольшой листок все оттенки человеческих переживаний.

Алексей Кравченко. Корольковские дачи. Этюд. 1918. Картон,масло

"“Маленькое” искусство" – великое потрясение от возможности узнать новое о самих художниках, подсмотреть за ними во время творчества, чтобы обнаружить неведомое, скрытое. Порадоваться за самих себя, что видели работы в выставочном пространстве.

Стоит отметить, что для выставки разработана программа для людей с разными типами инвалидности. Для слабовидящих и незрячих посетителей представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями. Слабослышащие могут воспользоваться видеоэкскурсией на РЖЯ. Кроме того, в рамках выставки музей подготовит экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.

Выставка продлится до 5 сентября 2021.