Израиль возвращается к нормальной жизни

Тысячами ракет обменялись Израиль и Палестина. Пока тихо, но не окончательно.

За обострением конфликта между Израилем и Палестиной с тревогой следит весь мир. За 10 дней войны стороны обменялись тысячами ракетных ударов. Счет погибшим пошел на сотни. 20 мая, наконец, объявлено о прекращении огня.

Война была, но вчера. Сегодня Израиль загорает на пляжах, жарит шашлыки в парках и заранее заказывает столики в переполненных кафе. Одиннадцать дней противостояния, четыре с половиной тысячи снарядов и ракет, запущенных из Газы, беспрерывные сирены в Ашдоде и Ашкелоне, где снаряды и осколки повредили и разрушили более 790 строений, но погибли только трое горожан. Однако тысячам людей нужна помощь врачей, волонтеров, социальных служб.

Прямое попадание ракеты в дом – это несколько снесенных этажей, уничтоженные квартиры, это люди, потерявшие жилье и выжившие только потому, что безукоризненно соблюдали требования Службы тыла. Но этих спасшихся людей надо кормить, надо лечить, им нужна крыша над головой.

Осторожность стала синонимом, образом жизни. К ней привыкли. Как привыкли ночевать по двадцать-тридцать семей в одном убежище.

- Ашдод буквально пристреляли. Сколько вы и дети здесь проводите времени?

- В сутки часов восемнадцать мы здесь. Ходим домой, чтобы покушать, покупаться, и возвращаемся обратно. Уже дней десять, мы здесь живем. Дети дома боятся находиться, поэтому мы идем сюда, – рассказывают местные жители.

Пик обстрелов Ашдода и Ашкелона, двух крупнейших, приморских портовых израильских городов, пришелся на минувшей неделе на вечер праздника Шавуот, когда верующие собирались отмечать дарование Торы.

Можно увидеть большое отверстие в стене и крыше – это след от прямого попадания снаряда. Удивительно, что община, собравшись сразу после обстрела, вынесла все обломки и все-таки провела праздничную службу.

Двенадцать погибших и пятьдесят тяжелораненых за одиннадцать дней и ночей непрекращающихся обстрелов – это результат исключительной дисциплины людей, утверждает полковник службы тыла Ави Берман.

"Длительность воздушной тревоги равняется времени, имеющемуся до падения ракеты. То есть в Тель-Авиве длительность воздушной тревоги будет полторы минуты, в Беэр-Шеве – одну минуту, в Ашкелоне – сорок пять секунд. Но если закончилась воздушная тревога, каждый знает, что в этот время должен быть в защищенном помещении", – сказал Берман.

Но не только бетонные убежища, стальные ставни и двери комнат безопасности спасали израильтян от смерти и ранений. Это работает "Железный купол" – уникальная новейшая система ПРО.

Со временем последней операции в Газе (2014 год) эффективность батарей ПРО "Железный купол" повысилась практически в полтора раза. Причем за короткое время в стране сумели создать целую сеть таких систем ПРО, позволяющих закрыть практически все небо над Израилем.

"Железный купол" охотится только за ракетами, несущими угрозу жилым массивам и инфраструктуре. "Поймав" летящую ракету, он дает передает сигнал тревоги в нужную зону. Битвы ракет ХАМАС (запрещено в РФ) и противоракет "Железного купола" производили впечатление космической драмы в ночном небе Израиля.

"Нам удается перехватить 90% всех пусков ракет из Газы. Подумайте, как бы выглядел сегодня Израиль, если бы мы не могли перехватить эти 90% ракет? Я десять лет назад командовал первым перехватом "Железным куполом" "Касама" из Газы. С тех пор его эффективность очень сильно увеличилась", – отметил Дорон, бригадный генерал, экс-командир ПВО ВВС Израиля.

Надежно защищенный тыл позволял израильской армии атаковать сектор Газа днем и ночью с воздуха, суши и моря. Таких массированных ударов, когда в небе одновременно работали до восьмидесяти летающих аппаратов израильских ВВС, в палестинском анклаве не было никогда.

"Одна из основных целей наших ВВС – это подземный тоннель который мы обнаружили и который очень большой. Мы знаем, что нанесли вред более чем ста километрам этого подземного города", – заявила Анна Уколова, пресс-секретарь Армии обороны Израиля.

Здесь эти разветвленные тактические тоннели называют "метро ХАМАС", добавляя к достижениям военных ликвидацию двухсот боевиков и двадцати пяти полевых командиров, десятки уничтоженных пусковых установок залпового огня, разрушенные штабы, банки, правительственные офисы, склады и заводы по производству ракет и что-то еще, о чем пока нельзя говорить.

"Не все еще известно общественности. ХАМАС, кстати, тоже не все еще известно, но многие из наших достижений будут со временем обнародованы. На данном этапе могу сказать, что мы совершили смелые и неожиданные действия, не вовлекаясь в ненужные авантюры", – отметил Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля.

Израиль возвращается к нормальной жизни, вытесняя из памяти события последних недель, как вытесняют тяжелый ночной кошмар. Но все это не было сном. Армия и полиция сделали свое дело, однако распутать узлы противоречий и решить болезненные проблемы могут только политики.