На этой неделе значительная дата – 800 лет со дня рождения Александра Невского. 800 лет назад, когда был Батый, когда с другой стороны были тевтоны, кто-нибудь боялся Россию или завидовал ей? Нет, это было маленькое никому не нужное княжество на окраине Европы. "Тогда нас никто не боялся", – говорит директор Института российской истории РАН Юрий Петров в эфире политического ток-шоу "Вечер с Владимиром Соловьевым" на канале "Россия 1".
Но когда в XVI веке Россия показала, что может вести войну в Ливонии, когда она обеспечила свою безопасность от восточных набегов, тогда и появился синдром – "Страшная угроза с Востока". Когда наша страна стала сильной, появились страх перед ней и зависть. "И на протяжении всей нашей истории эти два чувства сопровождают наши отношения с Западной Европой", – отмечает Юрий Петров.
Сила всегда вызывает уважение и страх. Но хуже для страны, когда она слабеет, теряет себя. Во время смуты возникают прямые планы и угрозы, что государство рухнет и его народ вообще исчезнет. Так было и в начале XVII века, когда существование России было под угрозой. Так было и во времена революции 1917 года, когда страна распадалась и снова собиралась.
Судьба России – в том, чтобы переходить через такие громадные трагедии, но не исчезать в них. "У Руси особый путь и особая судьба", – подчеркивает историк. От маленького княжества на окраине Европы до гигантской страны от Балтийского моря до Тихого океана – такой судьбы нет ни у кого в мире. Мы вправе и должны гордиться своей историей. Наша гордость заключается и в том, что мы знаем и наши беды, и наши трагедии. Мы не воспринимаем нашу историю как парад, как фанфары. Наша история полна трагизма. Но именно такие события, как Великая Отечественная война, показывают, что наш народ может собраться и победить любого противника.
Слова Путина о том, что "можно дать и по зубам", – вполне аутентичны и отражают ситуацию. Это не угроза. Это явно прямое предупреждение тем, кто хотел бы от планов разделения Сибири перейти к неким практическим действиям. Такие действия и планы предпринимались в нашей истории. К счастью, они не реализовались. "Я уверен – они не будут реализованы и в дальнейшем", – подводит итого Юрий Петров.