В столице проходят "Большие гастроли" Александринского театра

Открыл программу спектакль "Товарищ Кисляков" в постановке Андрея Калинина.

В столице проходят "Большие гастроли" Александринского театра. Их уже назвали "творческим отчетом", в афише только премьеры этого сезона. Открыл программу спектакль "Товарищ Кисляков" в постановке Андрея Калинина.

На встрече со зрителями в Москве Андрей Калинин с гордостью признается: роман "Товарищ Кисляков" советского писателя Пантелеймона Романова ему подсказал отец. Романов, пик популярности которого – годы НЭПа, сегодня почти забыт. А когда-то в литературной иерархии соседствовал с Зощенко и Булгаковым.

В "Товарище Кислякове" – мрачноватой сатире о поведении интеллигенции в быстро меняющейся революционной реальности – Калинина заинтересовала амплитуда переживаний главного героя.

"Для меня, если в центре произведения или будущего спектакля есть герой с широкой амплитудой переживаний, когда ему есть куда упасть, есть куда взлететь, где обмануться, когда есть такой игровой процесс, он, как правило, меня заводит, мою творческую фантазию", – отметил режиссер Андрей Калинин.

Калинин сам впервые написал инсценировку. Подробно изучил время. На главную роль пригласил белорусского актера Ивана Труса, недавно принятого в труппу Александринского театра.

"Это человек, каких было, наверное, много, которые приспосабливаются к жизни, которые хотят жить, которые, наверное, действуют такими методами: рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Потому что в любом случае жить, есть, существовать как-то надо. И этот парень тоже таков, как мне кажется", – пояснил актёр Иван Трус.

Мимикрия интеллигента. От Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову. Ипполит Григорьевич носит лаковые штиблеты, думает о высоком и ненавидит большевиков – "бабуинов" в кирзовых сапогах. Но очень скоро уже товарищ Кисляков вовремя предусмотрительно молчит, резонно удерживает себя от помощи умирающему другу,предаёт тех, кого сам еще недавно и искренне клялся вечно любить. А ещё закручивает любовную интрижку с женой друга Аркадия, который только что на Кислякова не молится. Пётр Семак в роли Аркадия почти неузнаваем.

"Гастроли – всегда экзамен. Это всегда очень серьезно, сложно. Надеюсь, что режиссёры, актеры понимают, что это не просто. Потому что другой город, другие требования. Москва – город театральный очень. Придёт, я надеюсь публика, которая ходит в этот Центр, которая знает этот Центр, знает и меня, и Александринку. Поэтому всё очень ответственно, все надо начинать сначала". – заявил художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин.

Редкий случай – время и место действия романа точно сохранены. Трансформация товарища Кислякова происходит на фоне точного, детального бытописания эпохи – Москвы конца 1920-х. А вот финал Андрей Калинин изменил, чтобы история получилась больше о природе человека, а не о столкновении его с системой.