Электросамокаты по последствиям аварий сопоставимы с автомобилями

Электросамокаты и электровелосипеды на улицах Москвы стали самым популярным видом транспорта. И смертельно опасным. Количество происшествий и аварий с их участием выросло настолько, что Мосгордума решила ужесточить правила для владельцев современных средств передвижения.

Электросамокатчик мчится по оживленному Загородному шоссе на огромной скорости. Водители машин в шоке: скорость лихача – не меньше 60 километров в час. Закономерный итог – жесткое столкновение с мотоциклистом.

А это кадры с Садового кольца. Молодой человек мчится без шлема среди плотного потока машин, опасно маневрируя из одной полосы в другую.

Увидеть такого гонщика в зеркало заднего вида почти невозможно, а вот сбить – проще простого.

"Однажды был случай, когда меня остановил сотрудник ДПС с вопросом: "Почему я тебя вижу, но я тебя не слышу?" Я на самом деле с ним согласен, потому что в электросамокате нет двигателя внутреннего сгорания. То есть его не слышно. Только шум покрышек. А автомобилисты, которые ездят, они либо с закрытыми стеклами, либо с музыкой", – говорит один из участников дорожного движения на электросамокате.

Но куда опаснее, что такие гонщики могут причинить серьезный вред окружающим.

"У нас был такой случай, мы возвращались из школы, и по пешеходному переходу ехал электровелосипедист, курьерская служба, и прямо ехал на нас! Я очень испугалась!" – рассказывает москвичка Марина Зайцева.

Алексея сбили на тротуаре, когда он выходил с работы. Момент столкновения зафиксировала камера видеонаблюдения.

"Он летел на огромной скорости. Я его не видел, не слышал, естественно. Ну и вообще, я считал, что это достаточно безопасное место – тротуар", – вспоминает Алексей Вишневецкий.

Но формально это было столкновение пешехода с пешеходом. Ведь такого понятия, как "электросамокатчик", в законе нет. Это значит, что, если он врежется в машину или собьет другого человека, сотрудник полиции просто выпишет ему небольшой штраф.

Электросамокат может разгоняться как машина или мотоцикл. При этом человек, который им управляет, даже прав иметь не обязан. Он может свободно двигаться как по тротуару, так и проезжей части.

Не меньшую опасность представляют и те, кто управляет электровелосипедами.

Чаще всего ими пользуются курьеры службы доставки еды. Азамат в день выполняет примерно 40 заказов. Признается: чтобы успеть доставить еду, часто приходится сознательно нарушать правила дорожного движения.

"Мы частенько, бывает, нарушаем правила движения. Не смотрим на светофоры, бывает, проезжаем, едем по встречке. Заказ-то горит, нужно доставить по-быстрому!" – объясняет курьер.

А между тем электросамокаты и электровелосипеды – уже давно не детское развлечение. В больницы такие лихачи и их жертвы поступают чуть ли не каждый день.

"Мы ежедневно гуляем в парке. За детей переживаем, потому что просто пролетают на больших скоростях мужчины с большим весом, большой скоростью. Конечно, они не замечают ничего вокруг себя, еще ездят в наушниках. Ничего не слышат. И переживаешь за своих детей!", – сокрушается одна мама.

"Довольно небезопасно гулять по тротуарам, потому что электровелосипеды и электросамокаты несутся со скоростью почти автомобиля. Особенно страшно за детей, так как дети довольно часто бывают невнимательны", – сетует другая.

Артем выполняет профессиональные трюки уже много лет, но даже он не рискует выезжать на оживленные трассы на электросамокате.

"Это опасное занятие. Я считаю, что этого делать нельзя, потому что это опасность как для драйвера, так и для участников движения. Электросамокат довольно маневренный, и получается быстро тормозить. Но, понимаете, если вы едете на большой скорости, более 30 километров в час, и сбоку выезжает какое-то транспортное средство, то чаще всего ты даже на машине не можешь остановиться", – объясняет Артем Чернявский, тренер по экстремальному самокату.

Вот еще один типичный пример: электросамокатчик без страха обгоняет машины на Ленинградском проспекте, даже не осознавая, насколько это опасно.

"У него нет никаких светоотражающих элементов, даже стоп-сигнала нет! Сейчас подъезжает к остановке, перед ним маршрутка тормозит. Что он делает? Уходит на вторую полосу, где никто идущий сзади не мог представить, что он это будет делать", – комментирует ситуацию генеральный директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников.

В подпольных мастерских готовы "прокачать" даже самый обычный самокат до уровня гоночного. Любой каприз – за ваши деньги.

– Превратить обычный велосипед в электро – это возможно? – спрашивает одного из таких мастеров журналист. Съемка ведется скрытой камерой.

– Да! Например, вот простой вариант – скорость 50 километров в час. Такой вариант. Такой едет 110 километров в час и стоит 300.

– А где на нем можно ездить, по городу?

– Везде!

– По городу можно, да?

– Да, везде, на него ни прав, ничего не надо.

Михаил тоже вручную перебрал практически весь свой велосипед. Теперь он способен разогнаться до 110 километров в час. Но эксперты утверждают: в неопытных руках такие аппараты могут стать орудием убийства.

"Сейчас, когда вы едете медленно, опасности никакой нет. Но как только вы разгонитесь больше 25 километров в час, уже опасность будет для всех: и для вас в первую очередь, и для окружающих! Потому что большая масса, соответственно, если вы в первый раз на него сели, вы слабо управляете, вы просто можете кого-то задеть", – отмечает эксперт.

О том, что в законе существуют такой серьезный пробел, прекрасно понимают в Мосгордуме. Получать права для управления такими транспортными средствами не нужно, а водители даже не обязаны надевать средства защиты.

"Если к такому виду транспорта, как велосипед, мы все привыкли, он достаточно подробно прописан в Правилах дорожного движения, то все современные эти средства передвижения сегодня оказались, по сути, за бортом правового регулирования. Они становятся более мощные, более скоростные, их не слышно, они тихие. Честно скажу, даже моя мама мне уже несколько раз говорила: "Леша! Решите эту проблему!" – говорит Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников.

В том, что законодатели рано или поздно займутся этими транспортными средствами, нет сомнений. Ведь последствия аварий с участием электросамокатов и электровелосипедов ничуть не меньше, чем при столкновении обычных машин.