На этой неделе появился неожиданный повод для беспокойства: информация о том, что легендарный гастроном "Елисеевский" доживает последние дни и 11 апреля будет закрыт. Причина – юридические коллизии. Неужели Москва потеряет главный символ продуктового изобилия?
Переступаешь порог и, как всегда, затаиваешь дыхание от великолепия интерьера. Через несколько секунд настроение меняется на удручающее.
Если вдруг кто-то захочет вспомнить, а может даже узнать, какими прилавки в магазинах были в 90-е, можно зайти в "Елисеевский". Пожалуйста – все наглядно. Единственное, что пока еще радует взгляд – это прилавок со сдобой. "Любава с корицей", булка "Гражданская" – свежая. мягкая, очень ароматная.
Покупатели, увидев камеру и микрофон, подходят сами – рассказать, как важно для них приходить сюда.
- Вот с одной женщиной сейчас разговорились, говорим: надо же, это же вкус детства! Как было приятно!
Вкус детства пока придется забыть. Нынешний арендатор исторического магазина договор не продлевает. Новый пока ни с кем не заключен.
У Росреестра появились имущественные вопросы к нынешним хозяевам магазина. Там настаивают на новой экспертизе.
"Незарегистрированное помещение площадью 1513,6 квадратных метра входит в состав другого помещения и не учтено в реестре", – поясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по городу Москве Мария Макарова.
В правительстве Москвы о судебных разбирательствах арендатора знают. Там заявили, что легендарный магазин-гастроном "Елисеевский" будет сохранен, несмотря ни на что.
"Вне зависимости от того, кто будет являться собственником или пользователем объекта, с ним будут заключен охранный договор с обязательствами по сохранению памятника архитектуры, объекта культурного наследия федерального значения", – заявили в Департаменте городского имущества города Москвы.
Обеспокоенность москвичей по поводу судьбы "Елисеевского" как магазина не случайна. Лишь в воспоминаниях остались уже многие адреса, которые связывали поколения.
"Например, кондитерская на Пятницкой, в которую въехал сначала супермаркет, и они сохраняли хотя бы отделку стен, а потом въехал ресторан, где все изменилось", – говорит москвовед Александр Фролов.
Уже 14 лет под строительной сеткой когда-то знаменитое на всю Москву здание. В позапрошлом веке его прославила Филипповская булочная. Закрыли, чтобы отреставрировать.
"Говорят, что перекрытия якобы настолько слабы, что их надо менять. Следовательно, вся лепнина должна сниматься", – говорит Александр Фролов.
Открытым остается и вопрос, вернется ли аромат выпечки? Казалось, ничего не могло случиться с рестораном "Прага", который так или иначе оставил свой след в жизни каждого москвича.
"Я не знаю ни одного человека, у которого не было бы связано что-нибудь личное с "Прагой" – свадьбы, дни рождения, юбилеи", – говорит экскурсовод Роман Попов.
250 лет назад "Прага" была недорогим трактиром. Потом купец Тарарыкин превратил его в шикарный ресторан. Подавались цыплята "Монте-Карло", жаркое из перепелки, груши "Жуанвиль". На каждой тарелке – золотая надпись: "Привет от Тарарыкина".
В "Праге" московской любили бывать Лев Толстой, Репин, Чехов. Об этом знают их биографы. А вот в Праге чешской в пивной "У Флеку" каждый официант знает, за каким столом любил выпить кружку пива Ярослав Гашек.
С XV века здесь хранят традиции и старинные витражи. У многих европейских магазинов и кафе не меняется даже фамилия владельцев.
Семейный бизнес становится историей города. По одному из старейших ресторанов в Каире можно проследить историю страны последних ста с лишним лет. "Риш" был и остается самым популярным рестораном с XIX века.
"Самые великие и мудрые люди приходили сюда. Один из них – Гамаль Абдель Насер, близкий друг России", – говорит житель Каира Солиман Солиман.
Сегодня в "Елисеевском" больше людей, чем товара на полках. Покупки в руках – лишь предлог, чтобы зайти.
- Просто услышала новости, что, возможно, скоро закрывают магазин, и решила напоследок посмотреть на всю эту красоту.
Желание прийти туда, куда забегал в детстве. Знать, что точно так и с такой же целью сюда приходили родители. А потом привести за руку внуков. Важные для москвичей места хранят особую атмосферу, которая копится и крепнет веками. И может разрушиться одним росчерком пера.