Круизный вопрос, пользуясь ковидным простоем индустрии, Венеция решила по-своему. Ее лагуна, в доковидные сезоны забитая плавучими многоэтажками, единственная в условиях пандемии вздохнула с облегчением. Чтобы дыхание не стало прерывистым, итальянское правительство подписало декрет о транспорте, запрещающий лайнерам заходить в город.
От круизных лайнеров и туристов Венецию освободил COVID-19. Кабинет министров лишь оформил на бумаге чудо, к которому венецианцы даже привыкать боялись. На этом необычно пустом пассажирском терминале больше никто не запаркуется. И мимо Сан-Марко, закрывая не только вид, но и солнце, никто не проплывет. 10-этажный круизный лайнер, это, конечно, всегда зрелищно. Но что такое лайнеры, и что такое Венеция. Ничто больше не потревожит этот канал, не закроет сказочный вид на Джудекку и одну из самых красивых набережных города.
На это "нет" кабинет министров не решался 10 лет. Менялись правительства, обещали, а лайнеры все плавали по каналу со скоростью 6 узлов. Эти вебкамеры установили, чтобы посчитать, сколько однодневных туристов приплывает в город, чтобы покормить голубей на Сан-Марко.
Заходить в Венецию лайнерам запрещали после крупных инцидентов, а их было немало. Например, лайнер Costa Deliziosa прижал яхту, люди едва успели выпрыгнуть. Или когда команда не справилась с маневром, и лайнер MCS смял причал Сан-Базилио.
10 лет движение "Нет большим кораблям" билось за этот закон: на земле с полицией и в лагуне, устраивая настоящие морские сражения, идя на таран лайнеров на крохотных лодках. За эти года они заплатили десятки тысяч штрафов на незаконные акции. Для активистов это, конечно, исторический день. Но вопросы остались.
- Это очень по-итальянски: сказать "нет", а потом думать, что делать.
- То есть запретили, а плана "Б" не придумали. Ну, вот исчезнут лайнеры отсюда, а куда поплывут?
- На самом деле мы тоже задаемся этим вопросом. Потому что временный вариант, который был на слуху до решения, это отправить все лайнеры и корабли в порт Маргера. Но в связи с этим возникает ряд трудностей: нужно рыть каналы, углублять Канал дей Петроли, – говорит Аннаклара Базилико, активистка движения No Navi Grandi.
Решение, куда поплывут лайнеры, и где высаживать туристов, пока не принято, но объявлен конкурс идей.
Если смотреть карту, вариантов немного. Сегодня лайнеры заходят в лагуну мимо острова Лид и идут в порт Мариттима по каналу Джудекка. Если конечным пунктом станет порт Маргера, то вот он крюк: мимо порта Маламокко по Каналу дей Петроли – именно он недостаточно глубокий.
Деньги на поиск решения уже выделены – 2 миллиарда.