Страсти по "Елисеевскому": почему легендарный гастроном хотят закрыть

Общественность Москвы взволнована возможностью закрытия одной из достопримечательности столицы – знаменитого Елисеевского магазина.

Пустые полки и прилавки на фоне исторических интерьеров. Легендарный "Елисеевский" дорабатывает последние дни. 11 апреля гастроном закроется, проработав 120 лет и пережив несколько эпох.

На Тверской у дома № 14 – делегация совета ветеранов Тверского района. Чтобы этот магазин и не работал – такого старожилы и правда припомнить не могут.

"Это магазин нашего детства, нашей юности, когда входили и запах колбасы, запах кофе, кондитерки, пирожки по 10 копеек", – говорит пожилая женщина.

"Я здесь живу и этим магазином пользуюсь 78 лет. У меня вопрос, в чем дело?" – рассказывает другая собеседница.

Внутри – паломничество фотографирующих интерьеры. Новость, что магазин закрывается – в среде его почитателей распространяется со скоростью пожара.

"Я понимаю, что уйдет часть того с чем бы я не хотела расставаться в этой жизни", – сообщила девушка.

"Таких магазинов больше нет в городе и мне кажется, что и не будет уже", – уверен мужчина.

"Ко мне приезжают немцы, американцы, японцы и у них в путеводителе обязательно стоит "Елисеевский". В чем изюминка? В Москве очень много красивых мест: и дворцы и храмы и концертные залы, но это же магазин", – отметил Юрий Розум, народный артист России, профессор Гнесинской академии.

Всякое магазин видел за свою историю, но вот такого, чтобы полки были абсолютно пустыми – здесь не было никогда. Даже в самые сложные для страны периоды – революция, Великая Отечественная война, финал Перестройки.

В отделе "овощи-фрукты" сейчас нет вообще ничего, кроме разве что вот этого яблочка, да и то пластикового. Впрочем, весы работают, взвесить его можно.

Закрыт винный зал – мало кто знает, что оттуда вывеска "Товары для кухни" ведет в кабинет расстрелянного в 1984 году директора Соколова.

Говорят, просил заботиться о часах самого Елисеева, когда понял, что его и правда расстреляют.

Портрет Елисеева сейчас на месте портрета Николая II, нынешнее руководство кабинет Соколова не занимает.

"Мы хотели бы заключить договора аренды с компаниями представителями серьезных торговых сетей, но в связи с тем, что Росреестр не регистрирует нам договор купли продажи, мы не можем провести эти мероприятия", – констатировала Наталья Харитонова, генеральный директор Елисеевского магазина.

Вопрос с правами на эти помещения так и не решен. Представители Елисеевского утверждают, что все необходимые документы и даже судебные решения – у них есть. Но в Росреестре настаивают: нынешним хозяевам принадлежит не весь магазин, а лишь его часть и требуют новую экспертизу.

"Незарегистрированное помещение площадью 1514 метров входит в состав другого помещения и не учтено в реестре в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Для раздела данного помещения правообладателю необходимо обратиться с соответствующими заявлениями и документами", – заявила Мария Макарова, заместитель руководителя управления Росреестра по Москве.

Но пока идут споры – полки пустеют и сейчас сложно даже представить, чем же в итоге закончится дело. Последний день работы, когда в зал смогут попасть покупатели, а покупать будет нечего – уже определен. Это 11 апреля.

А это уже Тверская, 6. "Арагви". Ресторан-легенда. Ремонтировался, с помпой открывался вновь.

Альберт работал здесь официантом до самого конца. Теперь вот – хачапури и хинкали от собственника.

"При встрече гостей мы всегда проводили экскурсию по ресторану. Про каждый зал можно что-то рассказать. Каждый зал связан с какой-то датой, как зал Берии. – А чаевые были столь же легендарными? – Ну, всегда по-разному", – рассказал Альберт Цховребов.

Не менее знаковое место – пустой теперь Дом фарфора на Мясницкой. Финансовые дела собственников очень уж сильно запутались, Представитель некогда блестящей торговой фирмы-продолжательницы дела самого Кузнецова о причинах говорить не хочет.

"Не буду отвечать на этот вопрос. Я знаю, но не скажу", – сообщила Наталья Егорова, представительница торговой компании-собственника помещения.

Начинающий тонуть в юридических и административных пучинах Елисеевский вполне может разделить печальную судьбу поистине знаковых мест Москвы – не просто зданий или заведений, а безвозвратно канувших в Лету эмоциональных эпох для каждого, хоть раз здесь побывавшего – как москвича, так и туриста.

И если мы все Елисеевского лишимся, Москва той Москвой уже точно не будет.

Московские власти сообщили, что намерены сохранить "Елисеевский" вне зависимости от того, кто будет собственником помещения. Это объясняется тем, что магазин является визитной карточкой столицы и уникальным объектом.