25 марта с космодрома Восточный стартовала ракета-носитель "Союз-2.1б" с 36 британскими спутниками связи OneWeb на борту. Все космические аппараты успешно выведены на околоземную орбиту. В этом году Роскосмос планирует провести шесть запусков британских спутников. А в октябре впервые за 45 лет с космодром Восточный стартует российская миссия на Луну.
Среди этих блестящих моделей голова в буквальном смысле – кругом. Оценить научное и технологическое богатство, заключенное в металлическом корпусе, невозможно. "Луна-25" – первая спустя 45 лет отечественная станция, которая должна сесть на поверхность естественного спутника Земли.
Чистая зона, входить нельзя, нам буквально на пару секунд разрешили. Идут электростатические испытания штатного модуля. То есть именно этот аппарат и полетит на Луну.
За плечами уже тепловакуумные испытания. Это когда в специальной камере имитируют условия космического полета: полная пустота, отраженный свет Земли и Луны, холодный черны космос и солнечное излучение.
"Конструктивно аппарат состоит из двух частей. Нижняя – это посадочный модуль с баками топливными", – рассказал Павел Замерчук, главный конструктор проекта "Луна-Глоб".
Сверху находится платформа: к силовой конструкции прикреплена панель со служебной аппаратурой и научными приборами. Корпус в отличии от советской станции негерметичный. Так вес конструкции меньше, а науки больше.
До сих пор большинство исследовательских станций садились экваториальной зоне. Наша будет прилуняться у Южного полюса. Это трудно. Там скалы. Нужно отработать мягкую посадку.
Старт в октябре. На ракете-носителе "Союз-2.1б" – 5 суток до прибытия на окололунную орбиту. Здесь тормозим, выходим на круговую околополярную орбиту высотой 100 км, рассчитываем полетное задание, как будто прицеливаемся. И посадка. Должна произойти не позднее 12 дней с даты старта.
Для космодрома в Российской академии наук выбрали две точки: основная – к северу от кратера Богуславский, резервная – к юго-западу от кратера Манцини.
Самое темное место. По этой причине, вероятно, богатое льдом. Доступность воды позволит человечеству надолго закрепиться на Луне и ее орбите, создав первые пилотируемые базы. Лучшие точки для них поможет отыскать космическая обсерватория “Спектр-РГ” – уникальная разработка саровских физиков и Института космических исследований РАН. Аппарат изучает глубокий космос.
В сверхсовременных цехах НПО "Энергомаш" разрабатывают и производят мощнейшие в мире жидкостные ракетные двигатели. Поднимаемся на стапеля. Сборка идет полным ходом. И вот первые впечатления человека непосвященного. Огромная деталь. Сила большая и какая-то невозможная пластика и в груди гордость.
Наши уже ставшие легендарными двигатели РД180 работают на первой ступени американских ракет Atlas 5. Больше полутора сотен контрактов на поставку, и заменить Штатам их пока нечем.
Конструкторы в электронном виде собирают двигатель и дают задание центрам обработки на изготовление узлов и деталей. На таких цифровых двигателях теперь летает наша новая красавица "Ангара".
Кадры испытаний перед запуском серийного производства. Отрабатывают доставку полезных грузов на геостационарную орбиту.
Предмет особой гордости – разгонный блок "Бриз". Он меньше, чем все, что было до него. Двигатель поместили внутрь топливного бака. А он, в свою очередь, внутри еще одного, похожего на бублик. В результате можно выводит на орбиту вместо одного спутника шесть.
"Возможности ангары уже сейчас такие, что она может выводить грузы и на лунную орбиту, и хоть на Марс, и за пределы системы", – подчеркнул Сергей Кузнецов, генеральный конструктор КБ "Салют", ГНПЦ им. М. В. Хруничева.
До 2035 года к Луне рассчитывают отправить первых космонавтов, а к 2040 году – создать элементы полноценной лунной базы. И это не фантастика, а уже существующая научная реальность.
Космические технологии – это ключ от загадок Вселенной. И новые ответы могут быть получены уже осенью, когда "Луна-25" отправится к Южному полюсу нашего главного спутника.