Бабушка и мошенники: как защитить старшее поколение от банковских аферистов

В прошлом году количество атак мошенников на клиентов банков выросло на 88 процентов – такие данные приводит Банк России. Жертвами аферистов часто становятся пенсионеры: они боятся потерять имеющиеся средства, поэтому их легко запутать или запугать.

Дедушка стоял у банкомата с пачкой денег, а кто-то названивал ему по телефону. Заподозрив неладное, посетители магазина позвали охрану.

"Вы понимаете, что сейчас происходит? Вы бы эти деньги сейчас – если бы граждане не обратились к охране – вы эти деньги просто перевели бы, и у вас этих денег не стало бы", – объяснили ему неравнодушные граждане.

Пенсионер поверил, что его вклад заблокирован, и уже перевел часть средств на "безопасные" счета. Аферисты знают психологию пожилых: одни боятся все потерять, другие хотят приумножить.

Житель Курска зарегистрировался на онлайн-бирже. Вскоре с ним связались "брокеры" и установили на его компьютер специальную программу.

"Пенсионер постоянно был на связи с "брокерами" и видел на экране то, что ему хотели показать: якобы в результате грамотных инвестиций его сбережения росли в геометрической прогрессии", – рассказал старший инспектор группы по связям со СМИ УМВД России по Курску Сергей Ружицкий.

Мужчина вложил более двух миллионов, но не смог вернуть ни копейки.

Удивляет, с какой легкостью выманивают деньги у пожилых, ведь это люди с богатым жизненным опытом. Но специалисты объясняют: с возрастом снижаются когнитивные способности, реакция, переключаемость. Поэтому мошенники говорят много и быстро, чтобы жертва не успела ничего сообразить.

"Когда мы перегружаем нервную систему, оказывая такое комплексное воздействие на восприятие, человек просто теряется и входит в ступор. Поэтому ему легко что-то предложить, он может согласиться на это", – говорит психолог Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ имени Пирогова Ирина Захарова.

С учетом этого надо выстраивать и линию обороны. Первое правило: не спешить, взять паузу, спросить совета. Надежда объясняет это своей маме. Аферисты втянули ее в сложную многоходовку: навесили кредитов, убедили, что это спецоперация по поимке мошенников, и надо помочь полиции.

"Ни в коем случае рассказывать никому нельзя, потому что если она расскажет, допустим, мне или еще кому-то, преступников этих, соответственно, спугнут, и все – ей придется выплачивать самой", – так, по словам Надежды Дудко, ее маму злоумышленники ввели в заблуждение.

Мошенников не переиграть, но можно защитить сбережения – например, установить лимит на снятие наличных и платежи.

"Пожилой человек ни в чем не будет ограничен. Можно заранее обговорить ту сумму, которая ему необходима ежемесячно, а какие-то более крупные траты уже совершать по согласованию с родственниками", – отмечает адвокат Илья Прокофьев.

Как вариант, можно привязать к карте дополнительно свой телефонный номер, чтобы контролировать движение средств. Банки могли бы ввести для пенсионеров опцию запрета на онлайн-операции. Но самое эффективное – не подпускать мошенника к потенциальной жертве.

"Технологии позволяют определить, из банка идет звонок, не из банка – соответственно, все звонки злоумышленников максимально будут блокироваться. Но это надо урегулировать законодательно", – говорит глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.

Когда заслоном будут операторы связи, спокойнее станет всем. Особенно пожилым, ведь каждый такой звонок для них – стресс: можно потерять не только деньги, но и здоровье.