Уникальный научно-медицинский эксперимент провели сегодня врачи в Краснодарском крае. Впервые в мире они разработали методику, которая позволит успешно бороться со сложнейшими и зачастую неоперабельными опухолями головного мозга. Новая методика позволяет точечно применять химиотерапию, не затрагивая весь организм. Пациентом во время двухчасовой процедуры стала обезьяна.
Так рождается новый метод борьбы с опухолями головного мозга. Врачам не приходится вскрывать черепную коробку – делают всего два небольших разреза.
"Выполняются линейные разрезы 4-5 см, обнажаются сонные сосуды", – пояснил Георгий Ефимочкин, детский кардиохирург Краснодарский краевой клинической больницы № 1.
На сосуды устанавливают специальные клапаны. А в головной мозг подают препарат для химиотерапии – он действует только там: бьет в опухоль, не затрагивая все остальные ткани и органы. Это новая методика – изолированная химиоперфузия. Как на неё реагирует мозг примата, датчики следят в режиме онлайн.
"Для докторов важно понимать, что в моменте манипуляций мы не наносим непоправимого вреда нервной системе", – рассказал Николай Купцов, врач функциональной диагностики Центральной клинической больницы управления делами президента РФ.
Большая команда врачей под руководством главного внештатного специалиста-онколога Минздрава России Андрея Каприна работает над тем, чтобы сделать лечение пациентов с опухолями головы и шеи максимально щадящим.
"Мы можем сделать ставки-клапаны для неоднократной перфузии, повторяя циклы химиотерапии", – говорит Каприн.
Во время операции голова примата снабжается кровью отдельно от тела и уровень химиопрепарата в ней в три раза выше. Прежде, чем вернуть пациента к единому кровообращению, кровь очищают.
"Кровь попадает сюда с химиопрепаратом в резервуар, под действием физраствора происходит очистка и возвращение обратно к пациенту", – сообщила Татьяна Дёмина, заведующий отделением трансфузиологии Российского научного центра хирургии.
Меньше кровопотеря – быстрее восстановление. Операция продлилась около двух часов.
Примат начинает просыпаться после наркоза, уже дышит сам. Теперь ему предстоит двухнедельный восстановительный период, пока вдали от сородичей.
Реабилитация проходит в специальном изоляторе Адлерского НИИ медицинской приматологии.
Здесь сейчас содержится самый первый участник эксперимента – пятнадцатилетний гамадрил. В феврале этого года он перенёс химиоперфузию с доступом через грудную клетку. Шов едва заметен. Примат уже восстановился после операции, сейчас за ним наблюдают ученые.
"Обезьяны после операции ничем не отличаются от других обезьян. Поведение всё точно такое же", – отметил Павел Капланян, ветеринарный врач НИИ медицинской приматологии.
В рамках доклинических испытаний операцию провели семи приматам, но впереди еще несколько экспериментов.
"Думаю, в течение этого года должны закончить доклинику. Со следующего года попытаемся внедрить клинический протокол. Группу, которая прошла стандартизованное лечение, у которой нет эффекта или он не достигнут по каким-то причинам, сможем включить в протокол", – подчеркнул Андрей Каприн, академик РАН, главный внештатный специалист-онколог Минздрава России, генеральный директор НМИЦ радиологии.
Точечное орошение химиопрепаратом планируют применять не только при опухолях, но и при метастазах. Новая методика может спасти жизни тысячам пациентов с неоперабельными опухолями головного мозга.