"Вот я что яблоко ем, что банан – на вкус это что-то среднее между парфюмом и мылом", – рассказывает москвичка Наталья Кулагина.
Нет, это не женская мнительность, а последствия перенесенного ковида, уверена она. Искажение запахов и вкуса пришло к девушке спустя пару месяцев после перенесенной инфекции.
"Казалось бы, что такое запах и вкус… а жизнь, действительно, становится такой вот черно-белой", – признается она.
И такой черно-белой жизнью с привкусом гари и сероводорода, как оказалось, живут по меньшей мере около 24 тысяч россиян. Столько людей насчитывает группа в популярной соцсети. Товарищи по несчастью обсуждают проблему и пытаются хоть как-то себе помочь.
"Только вышла от невролога, направили на МРТ головного мозга. Но ключевая фраза была: "Мы не знаем сами, что с этим делать, еще не изучено", – пишет участница такого сообщества.
Правильнее сказать, еще изучается. Проблему уже признали зарубежные ученые, ведь с этим вирусным послевкусием столкнулось 54 процента переболевших европейцев и столько же североамериканцев. Но почему у одних искажается восприятие запаха, а у других – нет? И кто подвержен риску? Это пытаются выяснить специалисты в Кировском медуниверситете. Они опросили тысячу людей, переболевших COVID-19, и составили свой портрет "жертвы" с букетом сопутствующих болезней.
"Мы уже доказали, что это женщина, что это чаще мигрень, что это чаще человек с аллергией, часто наблюдаются сосудистые нарушения", – рассказала доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и нейрореабилитации Кировского государственного медицинского университета Светлана Кашинская.
Американские ученые пошли дальше и, кажется, приблизились к ответу на вопрос, как происходит искажение восприятия запахов и вкусов.
"Вирус поражает рецепторы, рецепторы ведут его через нервные волокна в головной мозг, и там есть такая зона – гиппокамп, зона, которая ответственна за обоняние. Он нарушает ее функцию", – пояснила профессор кафедры оториноларингологии Российского университета дружбы народов Ирина Кириченко.
То есть вирус SARS-CoV-2 поражает саму центральную нервную систему, и кора головного мозга перестает правильно распознавать запахи. Информация ценная, впоследствии она может дать ответ на самый важный вопрос: как вернуть искаженное обоняние? Сегодня это самое сложное. В нашей стране, к примеру, у медиков нет единого мнения о методике восстановления, но очевидно, что такая программа реабилитации нужна.
"Она может включать и тренировку для восстановления обоняния, это специальные дыхательные упражнения и вдыхание специальных эфирных масел", – отметила заведующая неврологическим отделением ФНКЦ ФМБА России Елена Ширшова.
Эффективность этого подхода сейчас оценивают в Европе, а у нас спасение утопающих в неприятных ароматах пока – дело рук самих утопающих. Москвичка Мария Редекоп привычное восприятие мира пытается вернуть с помощью парфюма. Безрезультатно. Идти к врачу не хочет – надеется, что пройдет само.
"Спирта не чувствую вообще, а только отголоски самого наполнения", – делится она впечатлениями при попытке почувствовать запах парфюмерии.
Для тех, кто настроен более решительно: сначала стоит обратиться к отоларингологу, чтобы исключить воспалительные процессы, а уже после искать помощи в кабинете у опытного невролога.