Жителей Коптева и Тимирязевского района заверили, что этим летом они снова смогут ездить на трамваях. Ремонт путей подозрительно затянулся, и местные жители решили, что это делается намеренно, а временные автобусные маршруты станут постоянными. Пассажиров такой вариант категорически не устроил, и они встали на защиту любимого вида транспорта. И дело тут не только в удобстве.
– Вон, автобус 801 в 47 минут должен был прийти. Когда он придет? – сетует стоящий на остановке пассажир.
– А вы давно, вообще, стоите и ждете? – спрашивает журналист.
– Минут 20 уже. Ни одного автобуса нет!
– Мне до Коптево надо было ехать, а там только 27-й. Его, вообще, 40 минут не было, – с раздражением говорит другой пассажир.
Поездки на трамваях жители Коптево и Тимирязевского района вспоминают с ностальгией. Движение четырех маршрутов приостановили из-за капитального ремонта путей. Обещали, что на месяц – ремонтируют уже полгода.
Завершить работы должны были еще прошлой осенью, в ноябре. Но c тех пор сроки окончания ремонта переносили уже несколько раз. Сейчас, например, на улице Зои и Александра Космодемьянских трамвайные пути выглядят вот так: полотно разобрано, и никаких работ здесь не ведется.
На время ремонта пустили компенсационные автобусы. Но оказалось, что трамваям они сильно проигрывают.
– Чем удобнее добираться было, трамваями или автобусом? – спрашивает корреспондент местных жителей.
– На трамвае, конечно!
– А почему?
– Пробок нет, ну, и вообще, быстро.
"Ехала в поликлинику там, вот, улица Немчинова, туда дальше по Тимирязевской, там у трамваев отдельный путь. По нему не ходят автомобили, автобусы. А автобус едет по общей дороге, я вместо 20 минут час туда добиралась", – рассказывает жительница района Коптево Елена Захарова.
Против обновления путей местные жители ничего не имеют и готовы потерпеть временные неудобства. Люди боятся другого: кто-то пустил слух, что трамваи в их районе могут вовсе исчезнуть с улиц.
"Я слышал эту версию. Это больше, наверное, не версия, а страх жителей района потому, что трамвай – это единственная, самая главная, актуальная артерия района, которой пользуются. И, конечно, никто здесь не хочет получить автобусы на тех же самых маршрутах", – объясняет житель Тимирязевского района Александр Семин.
Трамваи – важная часть истории этих районов. Именно здесь, на севере, а не в центре столицы находится самый старый трамвайный маршрут. 135 лет назад от Бутырской заставы до Петровской сельскохозяйственной академии – сегодня это "Тимирязевка" – по этим улицам впервые запустили конку.
"Чуть позже, опять здесь же, на севере столицы, появился еще один удивительный прародитель, ну, уже можно сказать, практически трамвай – в простонародье любимое название "паровичок". И он опять ровно по тому же маршруту: от Бутырской до Тимирязевской академии – двигался, пыхтел", – рассказывает о прошлом директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
"Маленький паровоз, похожий на самовар, вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона", – так описывал это чудо техники Константин Паустовский. Он сам, тогда еще никому не известный студент, немало поездил на "паровичке". Кондуктором.
"Он вспоминает, что быстро продавал билеты, садился на открытую площадку и любовался прекрасными видами подмосковных рощ. Понятно, в нем не было электричества, поэтому вагоны освещались свечами, публика была в основном дачная", – продолжает повествование директор музея К.Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова.
Сейчас этот путь повторяет 27-й трамвай. На маршруте даже сохранился павильон, у которого делал остановку "паровичок". Не так давно ее отреставрировали и внесли в список объектов культурного наследия. Не удивительно, что местные жители так переживают за судьбу трамваев. Даже подписи начали собирать в их защиту.
"Сейчас уже март 2021 года, и сроки откладывают уже до лета. Есть опасения, что ситуация повторится точно так же, как с троллейбусами в Москве", – переживает студент РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева Константин Коньков.
"Если бы мы были в курсе, что трамвай точно вернут, и точно летом, мы, может быть, пошли бы по домам сейчас, или на работу ушли. А в текущей ситуации мы вынуждены приходить здесь, тратить время просто потому, что мы не знаем, что будет", – объясняет житель Тимирязевского района Антон Польский.
В Мосгортрансе пояснили, что закончить ремонт вовремя помешало распространение коронавируса, а зимой рельсы менять нельзя.
"Было принято решение о продлении сроков выполнения работ по капитальному ремонту трамвайных путей до 30 июня 2021 года. Важно понимать, что укладка рельсов в зимнее время невозможна – это значительно отразится на качестве выполняемых работ", – проинформировали в ведомстве.
Работы возобновят, как только установится теплая погода. Закончить ремонт трамвайных путей должны до 30 июня. А жителям пока не остается другого варианта, как пользоваться автобусами.