"Система была создана, чтобы сделать нас врагами", "Америка забирает жизни черных" и так далее, вплоть до припева со словами "Я не могу дышать". Это краткое содержание песни года, по версии жюри престижной музыкальной премии Grammy. Награду вручили минувшей ночью.
И вот победительница. Чернокожая Габриэлла Уилсон, как нетрудно догадаться, посвятила свой триумф протестному движению Black Lives Matter и лично покойному Джорджу Флойду, чья предсмертная фраза не только вошла в текст композиции, но и дала ей название.
Кстати, конкурировать за статуэтку пришлось с очередным хитом Бейонсе под говорящим заголовком "Черный парад". А также с молодым рэпером Родди Ричем, который в своем треке с первых же строк материт американскую полицию и прославляет негритянские уличные банды.
В общем, тренд вполне понятен. И хотя белые артисты, включая очень популярных, среди номинантов тоже присутствовали, шансов на успех у них, по большому счету, просто не было.
Grammy не про музыку, Grammy про то, как поклониться нужно правильно. Таково мнение ряда музыкальных критиков и политологов. В своей речи певица Габриэлла Сармьенто Уилсон также говорила о социальной несправедливости и о страхах чернокожего народа.
"Мы писали эту песню дистанционно, по Facetime. Я не думала, что мой страх и моя боль в итоге возымеют такой эффект и приведут к возможным изменениям. Никогда в своей жизни я так не гордилась тем, что я – артистка", – говорит певица Габриэлла Сармьенто Уилсон.
А вот и фрагмент клипа к песне. Кадры из летних протестов 2020 года, которые перевели в черно-белый цвет. Видеоряд недвусмысленно рассказывает о якобы бесчинстве полиции, о людях, которые вышли с плакатами на улицы. Только почему-то не показали, как вся Америка на колени встала.
"Такой скандальный ореол славы сейчас – это, наверно, принцип работы. Сегодня не пошумишь – забудут. Мы ведь предполагаем, что в шорт-листе номинации "Лучшая запись года" заведомо плохих песен быть не может. Стоит задаться вопросом: одержала бы она победу, если бы тема песни была другой, скажем абстрактно, про любовь? Вопрос остается открытым лично у меня", – комментирует музыкальный критик Евгений Бабичев.
Нужно подчеркнуть, что "Лучшая композиция" – это самая престижная номинация. И, если раньше Grammy был все же про музыку, когда отмечали золотым граммофоном композиции, которые пели страны и народы, которые давали что-то новое целым творческим направлениям, песни, которые становили гимнами времени, то что на этот раз? Трек протеста, разжигающий вражду? И что было бы, если бы выиграл исполнитель с белым цветом кожи?
"Здесь могло бы быть всякое. Понимаете? Если бы у него конкурентом был черный, не исключаю, что была бы реакция: "Премию получил белый, потому что он белый." Я не исключаю каких-то массовых действий, потому что черная община Соединенных Штатов Америки легка на подъем. Они не останавливаются перед радикальными действиями", – отмечает политолог, директор Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН Валерий Гарбузов.
И вот вечная тема для дискуссий – как бесконечные возгласы некогда угнетенных о том, что надо стирать границы между людьми с разным цветом кожи, на самом деле возводят между ними непреодолимые баррикады.
"Подобного рода тренды ведут к разрушению той социальной политической конструкции, которая на данный момент как-то позволяет удерживаться от "охоты на ведьм", третирования, хейтерства в соцсетях. По сути, речь идет о разрушении социально-политического иммунитета, который существует в развитых гражданских обществах. И предохраняет от перекосов", – объясняет политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
А перекосы случаются все чаще и чаще. Впрочем, не за горами "Оскар". Сегодня стали известны претенденты на золотые статуэтки. В номинации "Лучшая мужская роль" один из явных фаворитов – чернокожий Чедвик Боузман. Покойный. Главная женская роль – две черные номинантки. "Лучший актер второго плана" – трое из пяти – с темным цветом кожи. Это сухие факты, чтобы просто потом сравнить с результатами, где талант, а где Black Lives Matter.