Тема:

Дискриминация российских СМИ 2 месяца назад

Spiegel не ответил на вопрос о связях своего основателя с ГРУ и ФСБ

Как очень демократическая Германия вдруг блокирует вещание популярного в стране телеканала RT? И кто там на самом деле шпион?

Европарламент лишил неприкосновенности бывшего главу Каталонии, ныне – евродепутата Карлеса Пучдемона. Заодно депутатского иммунитета лишились два его соратника. В Испании их ждут суд и тюрьма по обвинению в подготовке мятежа.

Именно Пучдемон в 2017-м возглавил движение по отделению Каталонии от Испании и организовал референдум. И вот сейчас 400 депутатов Европарламента решили, что расследование против Пучдемона – внутреннее дело Испании, там его и должны судить, политзаключенным его не сочтут.

По этой же логике и за права Ассанжа не надо никому беспокоиться. Дело внутреннее. Зато для России внутренних дел нет.

И уж совсем абсурдная история. В Германии журналистов телеканала RT обвинили в том, что они "шпионили" за блогером Навальным в интересах Кремля. Ну, бред же! Обвинять журналистом в том, что они выполняют свою работу и следуют за объектом своих репортажей. Тем более что сами немцы скрупулезно писали о перемещениях "берлинского пациента". Но это не в счет. Власти Германии приступили к блокировке работы RT на своей территории. Начать решили с блокировки счетов в немецком банке.

Берлинский студийный комплекс Adlershof недавно принял нового арендатора – российскую телекомпанию RT-Deutschland, которая будет вещать на немецком языке. Эфиры – ближе к концу года, а сейчас здесь стройка. И уже можно сказать, что старт этого проекта в Германии определено кого-то беспокоит. Причем не меньше, чем запуск "Северного потока-2".

В принципе, ультралиберальным политикам и медиа с российским газом смириться даже проще, чем с российским контентом. Проверено на практике: все-таки RT начинает в Германии с нуля, ее сайт давно в ТОП-5 информационных ресурсов немецко-говорящего Интернета. Но как телеканал RT-DE еще на стадии голого бетона, хотя программа вещания на первое время уже имеется.

"У нас будут утренняя новостная передача, вечерняя, а остальную часть времени мы будем показывать ток-шоу или просто шоу, снятые RT-International либо RT-America, с переводом на немецкий язык", – рассказал Александр Коростелев, программный директор RT-DE.

Впрочем, вместо того, чтобы уточнять верстку и заниматься подбором кадров, программный директор Александр Коростелев вынужден работать с юристами. На днях в компании случилось ЧП. Один из ее сотрудников – Даниэль Ланге – дал интервью таблоиду Bild, специализирующемуся на псевдосенсациях, и передал изданию скриншоты своей переписки с редакцией RT в закрытом Telegram-канале. Ланге утверждает, что, направляя его вместе с еще одним коллегой к госпиталю "Шарите", где в этот момент находился Навальный, и позже к гостинице, где могли проживать сопровождавшие блогера дамы и господа, начальство использовало его не как журналиста, а как шпиона.

"По словам Даниэля Ланге, они должны были проверить, как далеко они могут зайти в здание "Шарите", сколько "контрольно-пропускных пунктов" они могут пересечь незамеченными и как близко они могут добраться до кремлевского критика в реанимационном отделении, не будучи замеченными", – пишет Bild.

На голубом глазу Bild ведет к тому, что RT – филиал российских спецслужб. Помимо "собственных ощущений" Ланге и выдернутых из контекста скринов доказательная база основана на фотографиях заместителя главного редактора RT-DE Екатерины Мавренковой в компании Сергея Лаврова и руководителя медиахолдинга Маргариты Симоньян с президентом России. Это, конечно, должно снять все вопросы, но они, тем не менее, остаются.

Например, каким образом тот же Bild обеспечил себе эксклюзивное освещение транспортировки Навального в Берлин в августе прошлого года. Все СМИ направили в аэропорт Шенефельд, и только Bild приехал по правильному адресу – в Тегель.

"Затем у них были фото кортежа, фотография от палаты Навального. Это к вопросу о том, кто в погонах. Это смешно, что нас обвиняют в том, в чем Bild как раз-таки преуспел. Если бы российские спецслужбы хотели узнать что-то о местонахождении Навального, им нужно было бы просто подписаться на Bild, и они бы это все знали", – считает Динара Токтосунова, главный редактор телеканала RT DE.

Сотрудник RT Ланге раскрыл рот не спонтанно. Публикация интервью в Bild совпала с выходом его книги об опыте работы в компании. Бестселлером она, правда, не станет. Amazon мгновенно снял ее с продажи – после того как юристы телекомпании напомнили продавцу о том, что такое статья о неразглашении в корпоративном праве.

Поисками шпионов среди сотрудников RT занимаются, кстати, и вполне серьезные издания, но не прибегая к услугам сомнительных информаторов. Журнал Spiegel, например, открыто спрашивает на своих авторитетных старицах, а не связан ли Александр Коростелев с российскими спецслужбами, он ведь – выпускник МГИМО?

"Нас на самом деле запрос Spiegel очень рассмешил, потому что мы выяснили, что основатель журнала Рудольф Аугштайн являлся почетным доцентом моей альма-матер. Мы отправили коллегам встречный запрос, означает ли этот статус Рудольфа Аугштайна, что он сотрудничал с ФСБ или ГРУ, но коллеги наш вопрос оставили без ответа", – рассказал Коростелев.

Высокопоставленные государственные чиновники тоже часто игнорируют неудобные вопросы RT. В лучшем случае отделываются дежурными фразами. В прошлом году с этим пришлось иметь дело корреспонденту Флориану Варверу, который каждый день спрашивал пресс-секретаря Меркель Зайберта, когда, наконец, Германия передаст в Россию результаты экспертизы Навального. К слову, до сих пор не передала.

"Я и мои коллеги – приветливые люди, мы выполняем свою журналистскую работу на этих пресс-конференциях, мы задаем закономерные вопросы и хотим получить на них ответы. Если это делают коллеги из издания Die Zeit или reuters.com/">Reuters, то никакой проблемы нет, но вопросы от RT тут же расцениваются как провокация", – подчеркнул Флориан Варвер, корреспондент RT-DE.

Нулевое содействие – да, но открыто создавать проблемы российскому медиа и оставаться при этом в рамках декларируемых ценностей в Германии невозможно. Параллельно с кампанией в СМИ начинают происходить странные вещи. Многолетний финансовый партнер RT Сommtrzbank без объяснения причин сообщил о прекращении сотрудничества. Еще полтора-два десятка крупных немецких банков, куда RT обратилось с просьбой о переводе корпоративных счетов, ответили отказом.

"Мы считаем, что против нас ведется полноценная кампания и на уровне государственный учреждений, и на уровне коммерческих институтов, и на уровне медиа, где каждый день выходят публикации, так или иначе пытающиеся нас разоблачить", – сказала Динара Токтосунова.

В российском МИД с оценками руководства RT cогласились и дали понять коллегам в Германии, что прикинуться шлангом в этой ситуации никому не удастся: если у российского СМИ возникнут проблемы, зеркальным образом это отразится на деятельности немецких компаний, работающих на российскую аудиторию, например, Deutsche Welle. В Берлине задумались, и пребывают в этом состоянии на данный момент.

Вопрос еще можно уладить, а вот таблоиду Bild и господину Ланге за совместный хайп придется ответить по закону – клевета и разглашение внутренней информации. Кстати, ни одно уважающее себя немецкое СМИ так и не подхватило эту "сенсацию". Все-таки в суде обвинения в шпионаже потребуют доказательств более веских, чем "субъективные ощущения" и цитаты, надерганные из редакционного чата.