11 марта на совещании по инвестициям с участием крупных предпринимателей Путин обрисовал обстановку, в которой приходится работать, так: "Один из первых выступающих сказал, что мы в прошлом году действовали в условиях абсолютной неопределенности. Мы видим, чего происходит, допустим, за океаном. Но вот часть лиц, которые совершили прогулку в Конгресс США, 150 человек арестованы, и им грозит тюремное заключение от 15 до 25 лет. Закончатся там все эти внутренние противоречия или нет, мы не знаем. Мы на самом деле хотим, чтобы закончились. Потому что мы заинтересованы в стабильных отношениях со всеми нами основными партнерами. А внутренние разборки не дают возможности по внутриполитическим соображениям наладить такую стабильность в наших межгосударственных отношениях. В этой связи как будут развивать отношения ведущие экономики мира со своими основными партнерами и конкурентами и в Азии, и в Европе, мы с вами знаем, можем об этом сказать совершенно определенно? Нет, не можем. Ну, невозможно. Поэтому я давно уже говорил примерно похожую мысль: лучше в дом, здесь спокойнее и надежнее. И мы со своей стороны будем делать все для того, чтобы и условия для этого были стабильными, надежными. И хотел бы повторить: нужно использовать благоприятные возможности, которые складываются для российских компаний на глобальных рынках. Для того, чтобы запускать проекты, значимые для целых отраслей, регионов, для всей нашей страны", – заявил Владимир Путин.
Один из таких значимых проектов – российский порт Усть-Луга. Туда уже перенаправляются грузы из Белоруссии, что раньше шли через порты Прибалтики, ведь нельзя одновременно вести себя недружественно и в то же время рассчитывать на партнерство в бизнесе.
Наш ближайший партнер Белоруссия ушла из портов стран Балтии. Бизнес любит стабильность, а постоянные намеки на возможное введение санкций заставили Минск искать гавань поспокойнее. В результате транзит белорусских нефтепродуктов пошел через Россию. Белорусы не потеряли и не пожалели.
Цистерны бензина с Мозырского НПЗ готовы к перегрузке в танкеры. Литве, через которую раньше проходил транзит, остается только считать убытки. Треть грузооборота порта Клайпеды ушла безвозвратно. Потеряют на транзите и железные дороги Литвы.
Гол в собственные ворота. Уход из портов для одной Латвии обернется потерями в полтора миллиарда евро в год. Это почти 20% доходной части бюджета.
Друзьям предложены хорошие условия.
"Россия все-таки предложила Белоруссии более коммерчески выгодную историю. За счет того, что "Российские железные дороги" дали скидку 50-процентную на транспортировку нефтепродуктов. Соответственно, услуги по перевалке тоже оказались в этом плане более конкурентоспособными", – рассказал Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Безопасность процесса доведена до совершенства. Это самая опасная часть терминала – здесь сливают бензин. Запрещены даже мобильные телефоны. Любая искра – и целый состав взлетит на воздух. В каждой бочке – 50 тонн горючего.
Первые партии белорусских нефтепродуктов уже отправлены. Это 3400 тонн бензина и 3600 тонн мазута. А дальше – по нарастающей. В 2021 году Россия примет 2 миллиона тонн экспортного груза Белоруссии. А до конца 2023 года почти 10 миллионов тонн пройдут через наши порты. Соглашение бессрочное.
"Мы готовы и сегодня, готовы были м вчера, готовы будем завтра переваливать белорусские грузы. Мы уже видим, что это даст нам возможность увеличить грузообороты наших портовых комплексов. Ленинградская область давно уже стала морскими воротами России – с тех пор, как мы достигли цифры перевалки объемов всех грузов 100 миллионов тонн. Сегодня мы стремимся уже к новой вершине – это 200 миллионов тонн грузов, которые должны переваливаться через портовые мощности", – отметил Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области.
"Все, что оставалось или было в транспортных компаниях прибалтийских, теперь будет в транспортных компаниях российских. Это рабочие места, это налоги и социальная инфраструктура. Те, кто будут на терминале жить и трудиться в этом регионе, будут жить с семьями. А это школы, садики, магазины, инфраструктура тех городов и поселков, которые находятся в границах Ленинградской области в непосредственной близости к порту Усть-Луга", – сказал Вячеслав Петренко, заместитель генерального директора грузовой компании.
В сторону порта Усть-Луги – вереница порожних самосвалов. Обратно 24 часа в сутки везут сотни кубометров грунта. Ровняют площадки под новое строительство. А где-то, наоборот, подсыпают. Отвоевывают территорию у моря.
"Сделано это было для того, чтобы крупнотоннажные танкеры приходили к нам в порт. Нам необходимо было выдержать глубину – 17,5 метра – чтобы приходили к нам танкера, общей вместимостью до 120 тысяч кубов. Здесь раньше была вода. Три четверти комплекса на данный момент – это насыпная территория", – пояснил Алексей Рогозин, заместитель главного инженера производства.
Самое масштабное освоение морской бухты за всю постсоветскую историю. Россия в 90-е осталась без сети глубоководных портов на Балтике. Огромные финансовые потери. Но теперь, двигаясь семимильными шагами, мы все это возвращаем. Терминалы в Усть-Луге, построенные с нуля, уже выходят на свои мощности. 8-е место в Европе. Это пока.
"У нас мощность комплекса суммарная – 6 миллионов тонн, но мы стараемся в рамках своей программы увеличить ее до 7 миллионов тонн. Это продукция, которая пойдет на экспорт, часть из нее – на внутренний рынок", – отметил Алексей Рогозин.
Речь идет только об одном терминале, а их в Усть-Луге уже 12.
"Всего за 2020 год на подконтрольных нам терминалах были перемещены 54 миллиона тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, в том числе 22 миллиона тонн сырой нефти, 31 миллион тонн нефтепродуктов и 1 миллион сжиженных углеводородных газов", – рассказал Николай Самсонов, начальник отдела специальных таможенных процедур.
Большой плюс – круглогодичная навигация. Лед пытается закрыть бухту только на один месяц в году. Но с ним легко справляются ледоколы. Продукция уходит на мировые рынки без задержек.
Мы вроде как в России, а вроде бы и не совсем. Это зона пограничного контроля и таможенного контроля тоже. А этот танкер – территория иностранного государства. Он полностью заправлен российским продуктом, и в ближайшие часы отправится в порт назначения. И таких отсюда ежегодно уходит порядка трехсот.
Можно бесконечно долго смотреть на огонь, воду и работу крановщиков в порту Усть-Луги. Многотонный контейнер – с ювелирной точностью, совершенно бесшумно – как пушинку, перегружают на автомобильный прицеп.
Мы находимся в кабине портового крана на высоте 18 метров над землей. 50 миллионов тонн грузов были перегружены с помощью этих кранов только за год. Но порт постоянно развивается, и работы буквально с каждым днем становится больше.
Таможенный терминал оснащен современной техникой. Все сделано для максимальной оперативности. Для исключения простоев. Любой контейнер выборочно могут до винтика просветить за пару минут. Старые технологии никто не отменял. То, что не может сделать электроника, доверено опытным лабрадорам. Жози пришла сюда после службы в транспортной полиции. На ее счету восемь задержаний.
- Были попытки здесь нахулиганить? Контрабанда, например?
- Мы здесь как раз находимся для тех целей, чтобы предотвратить всяческие попытки провоза контрабандных товаров, – отметил Олег Поломов, исполняющий обязанности начальника Усть-Лужского таможенного поста.
- То есть сам факт вашего присутствия уже всех останавливает?
- Можно сказать и так.
А за безопасность периметра терминалов отвечает Росгвардия. Тысячи камер. Плюс патрулирование района 24 часа в сутки.
"Терминалы портового комплекса Усть-Луга обеспечены средствами тревожной сигнализации и выведены на пульт централизованного наблюдения Росгвардии. Реагирование осуществляет вооруженные экипированные сотрудники Росгвардии. В круглосуточном режиме. Обеспечить охрану такого комплекса имеющимися силами в настоящий момент возможно. Но руководство Росгвардии занимается как раз увеличением штатной численности", – заявил Даниил Сысоев, начальник межрайонного отдела вневедомственной охраны по Кингисеппскому, Сланцевскому и Волосовскому районам.
Полицейских сил потребуется больше, когда появятся райотделы. С вахтовым методом скоро будет покончено, в ближайшие годы для работников порта будет построен целый город на 40 тысяч жителей. Железная дорога уже практически готова. Из Санкт-Петербурга идет скоростная автомагистраль. И все это вопреки и благодаря западным санкциям.