Лофтотрон: руины вместо жилья

Ущерб на полтора миллиарда рублей и почти тысяча обманутых: покупатели апартаментов скандально известного застройщика Red Development годами не могут добиться правды. Как работала хитрая схема, и почему люди верили?

Ущерб на полтора миллиарда рублей и почти тысяча обманутых: покупатели апартаментов скандально известного застройщика Red Development годами не могут добиться правды. Компания, которая теперь признана банкротом, обещала превратить старые промышленные фабрики в современные лофты. На деле модные квадратные метры все больше напоминают руины. На организатора этого лофтотрона было заведено три уголовных дела, но он по-прежнему на свободе. Как работала хитрая схема, и почему люди верили?

- В 2013 году, купившись на рекламу лофта Red Development, продала, получается, единственную квартиру!
- 150 квадратных метров, за которые я отдал почти 30 миллионов рублей и которые могут отнять в любое время!
- Я спокойно даже не могу вам говорить и показывать, но вот на 5-м этаже – это мой апартамент. Сейчас же нам рассказывают, что все эти здания будут снесены полностью!

Афера на миллиард начиналась 8 лет назад с массированной рекламы крупнейшего застройщика Red Development. Некто Алексей Ковальчук сбывал клиентам новомодные лофты – апартаменты в бывших фабричных корпусах по всей Москве. О двойных продажах, "серых" схемах и о том, что все проекты – самострой, узнали слишком поздно.

"Я из Москвы, многодетный родитель. Вот у меня удостоверение, – говорит обманутый дольщик Дмитрий Пилецкий. – Они заложили мое помещение в банковскую структуру и могут у меня отобрать мое помещение".

"Лофт 17", Духовской переулок – целый этаж обманутых собственников, которым, как считают юристы, заведомо продавали воздух.

"В 2016 году выяснилось, что весь этаж находится в залоге у дочерней компании МТС-Банка. Залог был оформлен еще в 2014 году, пока апартаменты продавались физическим лицам", – говорит адвокат Екатерина Демина.

- Но у вас же были документы о собственности?

"Нет, у нас были только предварительные договора купли-продажи", – говорит обманутый дольщик Борис Крупаткин.

В этой "филькиной грамоте" черным по белому – обеспечительный платеж. То есть, де-юре никаких апартаментов вообще не было.

"122 миллиона, которые должны были быть якобы оплачены в бюджет Ковальчуком как застройщиком этого самостроя, оплатили все собственники всех этих строений", – говорит Виктория Лабазанова.

"На мой взгляд, однозначно прослеживаются мошеннические действия. Некие фантомные объекты недвижимости предполагались в будущем к продаже. При этом, насколько нам уже теперь стало известно, эти объекты были в залоге", – говорит адвокат Михаил Николаец.

Все суды они проиграли. Застройщика и след простыл.

- Здесь раньше был офис Ковальчука!
– Нет, они съехали уже куда-то.
- Это наша управляющая компания, ее представляет Дерябина Елена Леонидовна, которая заключила год назад договор с Ковальчуком.
- Аферисты – вот это точно!
- Вы только что под камеру назвали обманутых собственников аферистами?
– Вот это – аферисты!

А это развалины самого крупного проекта Red Development – "Лофт Парк" на Михалковской улице.

- Что здесь сейчас происходит? Работы идут какие-то?
– Работ нет никаких.

"От граждан было привлечено более 1,4 миллиарда рублей. По сведениям, которые сообщали дольщикам, часть ушла в офшоры, часть просто была обналичена", – говорит юрист Даниил Синицын.

В первый раз на Михалковскую к руинам фабрики Петра Алексеева мы приехали еще в ноябре 2014 года. "Вести" еще тогда неоднократно показывали и рассказывали, почему строительство незаконно и как именно обманывают клиентов. Однако, невзирая на это, люди продолжали годами нести миллионы в Red Development.

Ложью здесь было все – от красивых картинок до заявлений руководства компании. Мэрия не раз заявляла: разрешений на строительство нет, фабрика – объект культурного наследия.

- У нас есть ордер на противоаварийные мероприятия.
– И как раз по этому адресу вовсю продаются лофты, и люди за них выкладывают деньги. Ваш комментарий?

"Мы перепланируем нашу коммерческую недвижимость и продаем это как апартаменты", – говорит директор по коммерческой политике и стратегическому развитию Фабрики имени Петра Алексеева Ольга Кузнецова.

Результат – 198 обманутых дольщиков проходили по уголовному делу о мошенничестве.

"Приобрели апартаменты у Red Development, сумма составила 13 с половиной миллионов. Это за 120 метров. Деньги были внесены в полном объеме, сразу", – говорит один из потерпевших – Денис Яхонтов.

Как именно происходило надувательство, мы тоже наглядно показывали в 2014-м. Менеджер подсовывал клиенту все ту же "липовую" предварительную бумажку.

- 30 июня 2015 года мы с вами подписываем основной договор, и вы становитесь собственником.
– А почему именно 30 июня?
– Потому, что сейчас ведутся ремонтные работы.

А это – спустя несколько лет, когда уже ясно: деньги украдены. Обманутые рыдают.

- Это второй корпус, самый большой. Состояние крайне тяжелое, все конструкции покрыты плесенью, в полу просто огромные дыры. Мы понимаем сами, что здесь не появится жилье ни в течение года, ни в течение ближайших двух лет.

Дальше с Red Development и произошло то, что следователи называют термином "управляемое банкротство". Алексей Ковальчук опять "умыл руки" и никому ничего не должен.

"Мы все аккуратненько передали, насколько я знаю, процедура банкротства там была завершена", – говорит Алексей Ковальчук.

Подозреваемый в мошенничестве бизнесмен позировал уже на фоне комплекса "Лофт 17", о махинациях с которым рассказывалось в начале сюжета. В то время как "Лофт Парк" на Михалковской уплыл в залог банку и уже был перепродан. Этот фокус очень похож на "серую" зачистку объекта от долгов и обманутых собственников.

"Большинство дольщиков вынуждено было уступить свои права на специально созданную девелопером для этих целей, как мы полагаем, компанию за 80 процентов, и 16 человек осталось ни с чем", – говорит юрист Даниил Синицын.

"Нам не отдают деньги, потому что говорят, что неправильно оформлены документы", – говорит Денис Яхонтов.

Уголовные дела против Алексея Ковальчука странным образом заглохли. Еще несколько лет – и срок давности истечет. С таким счастьем – и на свободе. Пронырливый девелопер, поговаривают, уже вынашивает новые проекты по сбору денег с доверчивого населения.