Первые партии белорусских нефтепродуктов прибыли в российские порты – Усть-Луга и Санкт-Петербургский морской порт. Событие знаковое. Россия и Белоруссия перестраивают транспортные коридоры, чтобы не зависеть от портовой инфраструктуры транзитных прибалтийских государств. Кто и сколько выиграет от захода в родную гавань?
Маршрут не только построен, главное – он пройден. Первые белорусские составы прибыли на российский Северо-Запад даже на двое суток раньше запланированного срока.
"5 марта текущего года в сторону Российской Федерации Мозырским НПЗ из Республики Беларусь отгружен бензин в количестве 3 тысяч 400 тонн, который поступает в порт Усть-Луга оператору "Портэнерго", – отметил министр российского транспорта Виталий Савельев. – Также как и груз, который отправлен белорусской стороной 6 марта тем же Мозырским НПЗ, – 3 тысячи 600 тонн мазута".
Белоруссия ежегодно отправляет на экспорт около 10,5 миллиона тонн нефтепродуктов. Больше половины – 6 миллионов тонн – шли за рубеж через порты Прибалтики — Клайпеду, Вентспилс и Ригу. После того, как балтийские транзитеры начали вводить санкции в отношении Минска, Белоруссия логично и объяснимо решила повернуть с запада на север: отправлять грузы на Балтийское море через Россию – порт Усть-Луга под Кингисеппом и морской порт Санкт-Петербург в устье Невы.
Стратегическую задачу переориентировать экспортные нефтяные грузы с Прибалтики на Россию поставил Владимир Путин. В сентябре 2020 года переброску нефтяных потоков обсуждали премьеры двух стран. И вот меньше месяца назад, 19 февраля, Минтранс России и Минтранс Белоруссии закрепили договоренности подробным соглашением о перевалке бензина, мазута и масла с четкими объемами и сроками.
"В 2021 году мы принимаем 3,5 миллиона тонн, и как минимум, до двух миллионов тонн экспортных грузов Республики Беларусь. В 2022 году мы перерабатываем 3,2 миллиона тонн грузов, и в 2023году – 3,1 миллиона тонн грузов. Далее соглашение автоматически имеет возможность пролонгации, поэтому может считываться бессрочным", – поясняет Виталий Савельев.
Почти 10 миллион тонн за три года – это солидный объем. А что же остается Литве?
Литве остается считать и оплакивать недополученную прибыль.
О масштабах надвигающейся катастрофы в порту Клайпеды заговорили еще полгода назад.
"На поставки из Белоруссии приходилась более трети всех грузов, которые переваливал порт Клайпеды. Теперь одна из крупнейших стивидорных компаний порта на грани закрытия", – сокрушается маркетинговый и административный директор Клайпедского порта Артурас Друнгилас.
"Это большой удар по транспортной системе Литвы. Ведь от загрузки порта Клайпеды зависит и работа Литовских железных дорог, которые теряют очень много из-за сокращения объемов перевозки белорусских товаров", –добавляет глава Литовской конфедерации промышленности Видмантас Янулевичус.
Уже с февраля 2021 года заказов на перегрузку белорусских нефтепродуктов через терминал Klaipedos nafta нет. И в этом году, похоже, и не будет. Вильнюс называет решение Минска исключительно политическим. Минск аргументирует – экономика тоже не пострадает.
"Они думали, что мы никогда не пойдем на такой шаг. Думали, что это все какая-то бравада, политические заявления, – говорит о литовский партнерах глава МИД Белоруссии Владимир Макей. – Но здесь мы не терпим никаких убытков. Достигнута договоренность о том, что перевалки наших продуктов через российскую Усть-Лугу экономически целесообразны. И мы не теряем здесь ничего по сравнению с перевалками наших грузов через Клайпеду".
"Россия все-таки предложила Белоруссии коммерчески более выгодную историю, – рассказывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – За счет того, что Российские железные дороги дали скидку 50-процентную на транспортировку нефтепродуктов, и, соответственно, услуги по перевалке тоже оказались в этом плане более конкурентоспособными".
Всегда полезно иметь альтернативу, и с этим трудно поспорить.