Камеры-нарушители: почему ошибаются системы фиксации нарушений ПДД


GLP

Водителям начали приходить штрафы с новых камер видеофиксации нарушений на дороге. Однако многих наказали рублем ни за что: искусственный интеллект дал сбой, заметив нарушение там, где его не было.

Карина – одна из первых, кто получил в нашей стране штраф с новой камеры фиксации нарушений за разговор по мобильному телефону. В объектив комплекса она попала прямо рядом с домом на севере Москвы.

"Там всегда пробка на светофоре. Прекрасно помню этот момент – разговаривала, никому не мешала. Пошел зеленый свет и я прекратила разговор", – рассказала автомобилистка.

Штраф – полторы тысячи рублей – Карина оспаривать не стала: к снимку, что называется, не придерешься – четко виден телефон и то, что водитель по нему говорит. Такие "умные" камеры стали появляться на наших дорогах около трех месяцев назад.

За это непродолжительное время с помощью новых комплексов фиксации было выписано более 300 штрафов за использование телефона за рулем. Более восьми тысяч "писем счастья" получили водители за непристегнутый ремень безопасности. Однако, как показывает практика, искусственный интеллект, который распознает нарушения, частенько дает сбой.

Автомобилист из Москвы Сергей попытался оспорить штраф и доказать, что за рулем он был пристегнут.

"У куртки очень высокий ворот, видите, он закрыт, а обзор для съемки у камеры не такой уж и большой. Тем более была солнечная погода и был опущен солнцезащитный козырек", – показывает водитель.

В ГИБДД с доводами Сергея согласись и отменили штраф, согласившись, что искусственный интеллект допустил ошибку. С тем, что система далеко не совершенна, согласны даже ее разработчики: ремень иногда невозможно увидеть, еще хуже дела обстоят с мобильным телефоном.

Получить "письмо счастья" можно даже в самой безобидной ситуации. Вот телефон закреплен на приборной панели – это не запрещено правилами. Однако стоит мне потянуться к знаку аварийной остановки, который находится рядом, и все – для камеры, установленной на столбе под углом, я становлюсь нарушителем. Все эти ошибки, неточности и спорные ситуации ставят перед нами закономерный вопрос: почему видеофиксацию "натаскивают" на выявление именно этих нарушений, в то время, как действительно опасные маневры, лихачества, выезды на встречку камеры до сих пор распознают крайне неэффективно?

Эксперты уверены, что развивать видеофиксацию в нашей стране нужно все же в другом направлении.

"Если камеры становятся такими умными, то лучше их перенастроить на фиксацию наиболее опасных нарушений ПДД: нарушение правил перестроения, превышение скорости, нарушение разметки", – говорит адвокат Сергей Радько.

То есть то, что мы называем опасным вождением. Этот термин ввели еще в 2016 году, так как лихачи за рулем постоянно становятся виновниками смертельных ДТП. Однако до сих пор это нарушение никак не администрируется. Самое время настроить камеры именно него.