Создатель Крошки Енота, Кота Леопольда и Мамонтенка отмечает 80-летний юбилей

4 марта исполняется 80 лет российскому режиссеру анимационного кино, живописцу и педагогу Вячеславу Назаруку. Он автор таких известных мультфильмов, как "Крошка Енот", "Мама для мамонтенка", цикл о коте Леопольде.

Он нарисовал Крошку Енота, кота Леопольда и не только. Экранная Элли из "Волшебника Изумрудного города" и Мамонтенок – тоже он. Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук отмечает 80 лет. В творческом объединении "Экран" у него вышло 17 фильмов-спектаклей и 45 мультфильмов. В начале 90-х его позвали читать лекции на киностудии "Дисней" в Америку о том, как надо работать над рисунком и композицией. А монументальные живописные полотна Вячеслава Михайловича, посвященные Древней Руси, сегодня находятся в Историческом музее.

В мастерской, наполненной большими холстами, он легко находит тот самый эскиз. Кот Леопольд – любимый персонаж, на которого и сам похож обходительностью, но только ею.

"Когда говорят, что художник рисует себя, это правильно в какой-то степени, но везде существует определенная мера. Мне мои друзья говорят, не дай бог с тобой поссориться", – говорит Вячеслав Назарук, художник-мультипликатор, художник-постановщик, живописец.

Друзья – это и Юрий Норштейн, с которым еще в художественной школе учился. Именно он позвал мультики делать, переманил из телеспекталей, где Назарук делал декорации.

"Рисовал он блестяще всегда, – говорит Юрий Норштейн, режиссер мультипликационного кино, художник-мультиприкатор, народный артист РФ. – "Я казал: Слава, ну, тебе, по-моему, прямая дорога в мультипликацию!" И, как вы понимаете, он там прижился".

Первая большая работа в только открытой мультипликационной редакции "Экрана" – "Волшебник Изумрудного города". Над каждым персонажем, даже эпизодическим, художник всерьез и подолгу размышлял. "Что у людоеда самое важное – зубы большие, много зубов, большой живот, куда можно положить все, что он поймает. Ноги могут быть и маленькие, а вот руки загребущие", – говорит Назарук.

В итоге первую серию одобрил даже самый строгий критик. "Еще был жив автор Александр Волков. Ему в принципе все понравилось. Он сделал одно замечание: у Элли очень короткая юбочка", – рассказывает киновед, историк анимации Сергей Капков.

Все персонажи невероятно милые. Крошку Енота даже в поликлиниках рисовали, чтобы дети не плакали. А Мамонтенок с длинными ресницами и взъерошенной челкой из мультфильма "Мама для мамонтенка" – пожалуй, самый трогательный персонаж советской мультипликации.

Автор сценария Дина Непомнящих увидела в музее мамонтенка, найденного в вечной мерзлоте. Трагедия ледникового периода задела до глубины души. "Она долгое время жила внутри с ощущением этого замерзшего существа. Получился мамонтенок через переживания женского сердца", – говорит художник.

Занятый на других проектах, к коту Леопольду он подключился только с третьей серии и сразу все изменил. Вместо графики предложил рисунок. Мягче стала и картинка, и сюжет. "Если сначала были агрессоры мыши, то уже с третьей серии они стали шалуны", – поясняет Назарук. В неизменном малиновом банте Леопольд из серии в серию обходил все ловушки мышей. Дети смеялись над их неудачами, взрослые – над переслащенным интеллигентом, который голосом Калягина повторял "Ребята, давайте жить дружно".

Для детей постарше был еще чертенок с пушистым хвостом по мотивам рассказов О.Генри и отважные ковбои (пародия на западные вестерны) со знаменитой нечленераздельной озвучкой Миронова.

Он ушел из анимации в классическую живопись. Картина "Куликовская битва", материал для которой собирал 14 лет, сейчас хранится в Историческом музее. Но о детях не забывает. Его недавние работы – иллюстрации к сказкам Бажова и Пушкина. Достоверные в деталях, но такие же очаровательные, как и его мультперсонажи.