Плагиат? Обложка нового альбома Земфиры вызвала вопросы у знатоков музыки


Сергей Шахиджанян/ТАСС

Земфиру заподозрили в плагиате. Обложка нового альбома уж очень похожа на обложку американского коллеги певицы. Но может это неспроста?

"Даже непонятно, как к этому отнестись: высшая форма признания или же банальный плагиат?". Комментарий на странице американского исполнителя с русскими корнями по имени Лео Луганский. Известен в узких кругах, но сейчас явно наберет популярность. Поскольку – стал зачинщиком громкого скандала в мире музыки. Ведь заподозрил певицу Земфиру в, скажем так, прямом заимствовании.

В качестве аргумента сравнил две обложки: одна – относится к новому альбому российской рок-звезды, другая – к старому треку в жанре "электро" самого Лео. Называются одинаково – "Бордерлайн", то есть буквально – "граница", а в широком смысле – "пограничное расстройство". Два заголовка написаны одинаково – белым угловатым шрифтом на черном фоне. Разве что в одном случае использована кириллица, а в другом латиница. Но объединяет надписи, и это явно ключевое, несколько линий, которые перечёркивают слова.

В общем, сходство действительно видно даже неспециалисту по графическим решениям. А с учетом того, что американский певец использовал этот творческий прием за несколько лет до Земфиры – выводы напрашиваются не самые приятные.

Демна Гвасалия – грузинский дизайнер. Окончил Тбилисский государственный университет, затем учился в Королевской академии художеств в Антверпене. Был ведущим дизайнером в "Луи Витон". В общем, как говорят эксперты: он топ в дизайнерской индустрии моды. Подруга Земфиры, актриса Рената Литвинова очень дружна с Гвасалией, поэтом у не удивительно, почему именно он стал дизайнером обложки для певицы. Но мода и графика несколько разные направления, может быть, из-за этого возникли некоторые проблемы?

"Назвать его скандальным я, наверное, не смогу, но талантливым и одним из самых успешных дизайнеров 21 века вполне смогу именно так и назвать. Он сейчас работает в доме "Балансиада", который является одним из самых популярных и успешных домов 21 века. Ну, насколько это является плагиатом, я вам сказать не могу, но скажу вам, что случай это не редкий и многие дизайнеры являются не просто создателями одежды, но и создают дизайн пространственной среды, или создают графический дизайн", – поясняет Анатоль Вовк, историк моды.

Между тем, фанаты Земфиры негодуют. Иногда высказываются достаточно резко. Кто такой Лео Луганский, намекнувший на художественный плагиат обложки альбома Земфиры – действительно, знает, наверное, не так много людей, что в прочем, не отменяет его права на интеллектуальную собственность, к коему обложка тоже может относиться. Но плагиат ли? Как и в музыке нот то всего семь, в художественном творчестве – палитра красок тоже ограничена.

"Я думаю, эти идеи будут происходить все чаще и чаще, потому что хороших идей бывает не так много, а реализации таких идей бывает много и она достаточно разная. В данном случае это даже не похожая история. Она по идее может похожая, по исполнению она вообще не похожая. Тут уж надо смотреть и разбираться с юристами. Дизайн это вообще отдельная история. Есть много инфюэнсов, ну, например, та же наша история с факелом", – считает Владимир Пирожков, почётный член Российской академии художеств, основатель центра промышленного дизайна и инноваций.

Очень хороший пример. Компания Владимира Пирожкова разрабатывала к сочинской Олимпиаде факел эстафеты олимпийского огня. Правда, как только проект появился в сети, дизайнеров обвинили в плагиате, мол, перо жар-птицы уж очень напоминает элемент этикетки русской водки. Но вернемся к обложке альбома Земфиры. Как считают некоторые эксперты, данный шум в интернете вполне может быть и творчеством пиарщиков самой певицы.

"Они наняли какого-то неизвестного певца, который взял мало денег. То есть, они могли нанять какого-то российского или американского исполнителя, но они бы взяли большие деньги, чтобы участвовать в данной пиар-акции, а данный певец, скорее всего, взял очень мало денег. Тем самым он стал интересен команде Земфиры. По классическим нормам пиара они разовьют это дальше, сделают суд", – считает Антон Вуйма, специалист по чёрному PR.

В общем, интересно закрученный сюжет получается. От комментариев стороны пока воздерживаются, но почему-то, кажется, это лишь затишье перед бурей.