Россия перешла к комплексному освоению Арктики – научном и промышленному. На берегу Карского моря растет целый город с производствами и инфраструктурой. Сейчас там живут и трудятся более 12 тысяч человек. Но это – только начало.
По прилету на перевале под Мурманском – северное сияние. А в городе туристов столько, что свободные гостиницы закончились еще летом. Мурманск – столица Арктики. На другом берегу Кольского залива растет даже не новый город – завод заводов.
Это Белокаменка. Здесь строят газовые платформы. 17 000 человек, и непонятно, как они здесь работают: мороз, ветер и влажность такие, что кажется, человек мгновенно распадается на атомы.
Часть завода с доком уже готовы. Внутри – гигантское основание. Длина – 415 метров. Объем резервуаров – 230 тысяч кубометров. Эта гравитационная платформа, значит, удерживаться на морском дне будет за счет собственного веса.
Инновационная стройплощадка компании "НОВАТЭК" на берегу Карского моря, как гигантский магнит, притянула к себе со всей страны столько энергии и молодежи, что сомнений нет: запуск первой линии производства "Арктик СПГ-2", намеченный на 2023 год, произойдет по графику. В регионе уверены: это стало возможным благодаря уникальному инвестиционному климату.
"Уникальный налоговый режим позволил создать в Арктике свободную экономическую зону, и это уже более 3000 рабочих мест и миллиарды инвестиции", – отметил Андрей Чибис, губернатор Мурманской области.
Впечатляющие кадры. Первая высокоширотная экспедиция нашего новейшего ледокола "Арктика". Пробивается в район Северного полюса. Все системы невиданной машины сработали как часы. Отличная мореходность и небывалая мощь.
"Задача – получить прямой доступ на рынке Тихого океана, что будет для России впервые. Мы, конечно, все равно основную продукцию производим в европейской части страны через эти двухметровые льды. Нашим хорошим партнерам из Китайской Народной Республики это крайне важно", – сказал Вячеслав Рукша, заместитель гендиректора – директор Дирекции Северного морского пути госкорпорации "Росатом".
Чего стоит одна только переброска грузов в Сабетте. Тут воочию понимаешь, какой труд надо вложить в то, чтобы все это построить: арктические порты, связь, энергетику, флот. И совсем из области фантастки: уже за полярным кругом в промышленных масштабах выращиваем овощи и ягоды.
"Россия станет неимоверно богатой и состоятельной державой не только за счет полезных ископаемых и биоресурсов, а за счет освоения территории", – уверен Илья Ильин, декан факультета глобальных процессов МГУ.
Невиданный с советских времен производственный размах требует такого же притока специалистов. Они едут со всей страны. В арктических городах и поселках ремонтируют жилые дома, строят поликлиники, обновляют аэропорты, открывают свои филиалы вузы.
Заполярный порт "Норникеля". Огромные оранжевые, как морковки, арктические экспрессы круглый год курсируют между Мурманском, Европой, Азией и Дудинкой.
Мало кто знает, но косвенным прародителем российского атомного флота был "Норильский никель". Когда Советскому Союзу надо было повысить эффективность и объемы добычи на Таймыре, оказалось, что без мощной транспортной системы в Арктике, которая сможет действовать круглогодично, не обойтись.
На борт арктического сухогруза поднимаются океанологи. Здесь они должны провести исследования по изучению влияния пресной речной воды на образование льда в Северном Ледовитом океане. Для мониторинга на всех судах устанавливают специальные датчики. Такую информацию никто никогда в мире до этого не регистрировал.
Ученые с беспилотниками наблюдают лежбища моржей и проводят учет животных. С помощью арбалета со сверхлегкими пластиковыми стрелами берут пробы кожи. Участники экспедиции к Земле Франца-Иосифа на научном судне "Иван Петров" все лето исследовали состояние моржей и белых медведей. Пробы на токсикологию, тяжелые металлы, плюс изучение генетики – комплексные исследования необходимы для понимания в каком состоянии находятся эти краснокнижные виды.
Аэрофотосъемка полярных хищников с цифровой точностью – на маршрутах протяженностью до 15 километров. GPS-трекеры отслеживают перемещение животных.
Благодаря одной из российских научных разработок уровень загрязнения углеводородами в Мировом океане будет сокращаться. По крайней мере, в Арктике.
Психрофилы – арктические бактерии. Совместный научный проект Центра арктических исследований "Роснефти", МГУ и негосударственного института развития "Иннопрактика" решает сложнейший вопрос утилизации углеводородов в приполярных широтах. Это препарат, микробы для которого берутся из вод Арктики и туда же возвращаются. Нефтяные загрязнения смешиваются со льдом, что затрудняет процесс очистки. А бактерии-психрофилы способны справиться с этой задачей. Для отрицательных и арктических температур такого микробного препарата в мире до сих пор не существовало.
Бурение малоглубинных скважин не останавливается даже в шторм. Специальная конструкция научно-исследовательского судна делает его устойчивым. Современное оборудование. Термометрия скважин. Оптоволокно. Работы по высоким мировым стандартам экологической безопасности российского шельфа. Образцы породы важны для понимания геологического строения и оценки нефтегазового потенциала. Такое бурение здесь выполнялось впервые.
Лабораторные анализы отобранного керна будут выполнены силами компании "Иннопрактика" и геологического факультета МГУ. Комплекс аналитических исследований, которые продолжатся весь следующий год, позволит повысить достоверность прогнозов нефтегазового потенциала бассейнов Арктики и получить новую геологическую модель Северо-Карского региона.
В качестве главной евразийской морской транспортной магистрали Северному морскому пути предстоит себя утвердить к 2035 году. Бесчисленное количество раз журналисты поднимались на верхние палубы ледоколов. Отсюда весь Кольский залив – как на ладони. Одна деталь. Ледяные поля начинаются всего в 12 километрах. И, стоя тут на морозе и ветре, наблюдая эту картинку портовой жизни, понимаешь, что такого желания развивать свой регион, свою страну нет ни у кого больше в мире.