Россия и Турция – новые гиганты европейской авиации. С таким названиям на днях вышла одна из статей в британском издании Independent. Ее автор ссылается на исследование, которое провел редактор отраслевого информационного бюллетеня The Anker Report – Ральф Энкер.
Он проанализировал базу данных пассажирской статистики по четыремстам аэропортам в период с апреля по декабрь прошлого года и сравнил ее с тем же периодом 2019. И вот к какому выводу пришел: в Европе сейчас есть две могущественные авиационные державы. Пальму первенства теперь делят новый стамбульский аэропорт и два московских – Шереметьево и Домодедово.
Конечно, пандемия оказала пагубное влияние и на них. К примеру, в декабре прошлого года, воздушные гавани Стамбула и Москвы лишились от 40 до 70 процентов своих перевозок, однако показатели все равно намного лучше, чем у основных конкурентов, среди которых Великобритания, Франция и Нидерланды.
"Эта ситуация отражает те последствия, которые произошли из-за пандемии COVID-19. Были практически полностью ограничены международные рейсы, особенно если мы берем первое полугодие прошлого года. И вследствие этого значительно выросли перевозки на внутренних рейсах по ряду направлений за счет того, что в России было, куда лететь, в том числе и в высокий сезон, лето и новогодние праздники. Российский рынок продемонстрировал по отношению к европейскому достаточно высокие показатели", – сказал официальный представитель аэропорта Домодедово Александр Власов.
Примечательно, что в топ-15 аэропортов в Европе по версии The Anker Report – вошел и сочинский, который в декабре 2020 продемонстрировал рост пассажиропотока на 26 процентов. Он вплотную приблизился к показателям воздушных гаваней Лиссабона и Барселоны.
Авиационный бизнес оказался одним из главных пострадавших от пандемии коронавируса. По данным аналитической компании Cirium, за весь прошлый год количество перевозчиков, ставших банкротами, выросло до 42.
Лидерами в этом списке оказались США и Германия. Там банкротами в общей сложности стали 11 авиакомпаний. Еще в ряде государств, таких как Австралия, Эквадор, ЮАР и Япония оказались несостоятельными сразу несколько перевозчиков. Но при этом банкротств в 2020 было меньше, чем годом ранее. Не допустить ухудшения ситуации позволили беспрецедентные меры государственной поддержки, в том числе в сфере регулирования и моратории, введенные в отношении процедуры банкротства, но этим послабления со стороны правительств разных стран не ограничились.
"Почти во всех странах в отношении авиационной отрасли было принято решение максимально сгладить общение с клиентами этих авиакомпаний и предоставить им возможность переносить обязательства 2020 года на последующие периоды. Многие сократили объем рейсов, что позволило им снизить издержки, многие компании вернули самолеты, которые были у них в лизинге и тем самым и существенно сгладили негатив относительно своего бизнеса", – отметил начальник аналитического отдела Инвестиционной компании "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Основным фактором, который позволил уменьшить число банкротств, стала прямая финансовая поддержка от государств. В наиболее развитых странах ЕС и Великобритании были выделены значительные суммы из бюджета для спасения перевозчиков. Так, например, немецкая Lufthansa и французская Air France получили от правительств около 8 миллиардов евро каждая. Сами компании убеждены, пандемия не уйдет бесследно, в отрасли произойдут серьезные изменения, к которым нужно будет приспосабливаться.
"Я ожидаю сокращения корпоративных путешествий. Количество же туристических поездок напротив увеличатся. Мы должны рассчитывать теперь на сезонность поездок намного больше, чем делаем это сейчас. На нашем внутреннем рынке тоже произошли изменения за время пандемии. К нам пришла авиакомпания WIZZ, у нас появился абсолютно новый перевозчик в Норвегии, где местные авиалинии также вышли из кризиса абсолютно другими. Возможно мы столкнемся с жесткой конкуренцией, но пока сложно говорить, какой будет ценовая политика", – отметил генеральный директор Scandinavian Airlines Рикард Густафсон.
Если сравнивать европейские компании с российскими, то по мнению аналитиков, последние пережили пандемию намного лучше. В этом случае помимо прямой финансовой помощи, которую государство оказывало авиаперевозчикам, сыграл свою роль еще один фактор.
"У нас во время пандемии коронавируса осуществлялись внутренние перевозки, которые за счет территориальной удаленности российских регионов обеспечили минимальный, но достаточный для существования компаний бизнес, который позволил им просуществовать весь 2020 год и достаточно успешно начать действовать и в 2021 году", – пояснил Кумановский.
По мнению аналитиков, отрасли для полного восстановления до докризисных уровней потребуется еще около двух лет. Ускорить этот процесс в том числе поможет масштабная вакцинация населения, которая позволит постепенно возобновлять регулярное международное авиасообщение.
Как отметил представитель аэропорта Домодедово, как только открылись такие направления, как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Азербайджан – пассажиропоток по ним практически восстановился до доковидного уровня.