Тема:

Коронавирус 2 дня назад

Запасы в 30 миллионов карат: как алмазодобывающая отрасль выживает в пандемию

Тяжелые времена переживает отрасль добычи алмазов. Мировой спрос на предметы роскоши рухнул. Но только ли деньгами оценивают алмазы те, кто их добывает?

50-градусные морозы, что установились в Якутии, как оказалось, коронавирусу не помеха. В республике каждый день заболевают более 200 человек. Власти ситуацию держат под контролем. В регион уже поступили первые 800 доз российской вакцины от ковида.

Тяжелые времена переживает и главная отрасль – добыча алмазов. Мировой спрос на предметы роскоши рухнул. Но только ли деньгами оценивают алмазы те, кто их добывает?

Якутия – самый большой регион России и самый богатый на полезные ископаемые. Свои сокровища республика черпает из рукотворных кратеров, которые видно даже из космоса. Алмазная кимберлитовая трубка "Мир" уходит на глубину 500 с лишним метров, в ней могут целиком поместиться и Останкинская башня, и даже небольшой город.

Над кратером – город алмазодобытчиков Мирный. Здесь, в Западной Якутии, нашли кимберлитовую породу еще в 50-х годах прошлого века. Тогда же и заложили рабочий поселок.

Владислав Иванов – добытчик алмазов в третьем поколении. Его дед одним из первых приехал сюда покорять тайгу и вечную мерзлоту.

"Мой дедушка сюда ехал заработать на машину. Он машину выиграл в лотерею, так и остался, так и жил", – вспоминает Владислав Иванов, замдиректора по производству Мирнинского ГОКа АК "Алроса".

Трубку "Мир" запустили в 1957-м, а к началу 2000-х разработка карьера открытым способом была закончена. Здесь добыли почти 60 тонн алмазов.

- 58 тонн – это равноценно 30 миллиардам долларов, – пояснил Иванов.

- То есть получается, здесь жители купаются в алмазах? Это как-то видно?

- Нет, здесь жители не купаются в алмазах, здесь к алмазам относятся как к работе, как к тому труду, который приносит доход. Это не какой-то фетиш, это обыкновенная работа.

Городу на краю огромной дыры, как уверяют представители "Алросы", пока ничего не угрожает. Десятки датчиков постоянно следят за подвижками грунта. А вот сама алмазная отрасль едва не рухнула на самое дно пропасти из-за пандемии, ведь брильянты на карантине оказались просто никому не нужны. А треть доходов Якутии пополняется только за счет продажи алмазов на экспорт.

"Мы, конечно же, получили колоссальный удар, в первую очередь связанный с падением рынка продаж ювелирных изделий в мире. Был период, когда продажи компании "Алроса" падали на 97%", – заявил глава Якутии Айсен Николаев.

На некоторое время "Алросе" даже пришлось останавливать добычу. На складах накопились запасы в 30 миллионов карат. Даже осталось немного для занятия прикладным творчеством.

Основная разработка в Мирном идет на руднике кимберлитовой трубки "Интернациональная", которая у поверхности была исчерпана еще в 80-е годы. От самого дна гигантской воронки кимберлитовая трубка сужается и уходит вниз на глубину тысяча метров, там добыча алмазов происходит уже подземным способом в шахтах. Спускаемся туда и мы.

Клеть движется медленно, потом долго идем по выработкам и дальше уже на электропоезде едем по длинному спиральному спуску. В штольнях перед нами проносятся огромные грузовики.

- Как карантин отразился на работе?

- Рудник приостанавливался дважды. 17 дней не работали, но потом благодаря тому, что слаженная работа команды была, догоняем то, что отстали летом, – отметил Александр Сигаенко, замначальника по производству рудника "Интернациональный".

Когда шагаем по штольне, внимательно смотрим себе под ноги – вдруг попадется алмазик.

- Нам может повезти? Может быть, где-то найдем алмаз?

- Да, на моей памяти было всего 2-3 случая, когда бы люди находили алмаз в подземных горных выработках. Но строго настрого запрещается к ним прикасаться и предпринимать какие-то действия . Сразу надо оповестить своих руководителей, чтобы были приняты меры по извлечению, – говорит Сергей Инешин, машинист горных машин рудника.

Сегодня точно повезет только железной машине. Да и то ей придется долго вгрызаться в прочные пласты кимберлита. Алмазодобывающий комбайн работает уже на глубине 1200 метров, и чтобы добыть всего лишь 6 каратов, ему надо перелопатить целую тонну породы.

За рычагами комбайна Сергей Инешин, говорит, что его зубастая машина пережевала столько этого богатства, что и не сосчитать, а вот самому увидеть алмаз в природной среде так и не получилось.

Это тяжелый и невероятно опасный труд. Три года назад на руднике "Мир" произошел прорыв воды. Затопило шахту, погибли 8 человек. Те, кто каждый день спускаются под землю, знают настоящую цену алмазам.

Нам все-таки удалось подержать в руках несметные богатства. Это один из крупнейших алмазов "Алросы", в 172 карата, найденный 30 лет назад. Алмаз назвали в честь академика Сахарова. Камень считается не очень чистым, в нем темные графитовые включения, поэтому его цена небольшая, около миллиона долларов.

В сокровищнице республики нет самых крупных камней. Их отправили в Алмазный фонд Кремля, чтобы вся страна знала и гордилась, насколько богата якутская земля.

Самые лучшие камни после добычи отбирают в центре сортировки "Алросы". Каждый день здесь через руки экспертов проходят алмазы на десятки миллионов долларов.

- Первые годы было очень волнительно, а сейчас привыкли, для нас это – рабочий материал, – признается Анна Беспечная, ведущий инженер-технолог центра сортировки алмазов.

- А почему волнительно было?

- Потому что чувствуешь, сколько миллионов держишь в руках. Просто в мозгу это вырабатывалось, что это большое богатство, что надо очень внимательным быть и осторожно с ними обращаться.

Все дефекты убирает уже огранщик. Иногда, чтобы получить дорогой брильянт, алмаз при шлифовке теряет половину веса. Камень сканируют, и уже компьютерная программа определяет его дефекты и как правильно его разрезать.

Для органщиков алмазов тоже не лучшие времена. Несколько лет назад в Якутии были двадцать частных гранильных компаний. Теперь – только одна – государственная.

- Пожалуй, единственное работающее стабильное предприятие, которое работает благодаря социальной поддержке предприятием своих работников, а может быть, даже и поддержке правительства, – отметил Петр Тарасов, начальник цеха огранки ОА "Комдрагметалл".

- Получается, вы в убыток работаете?

- Это зависит от сырья.

- На алмазах живете и работаете по нулям, это как?

- Такая вот ситуация образовалась в настоящее время.

"Чтобы изготовить один карат бриллиантов, мы более 100 долларов тратим. А в той же Индии это будут копейки, потому что для них тепла не надо, отопительный сезон у них как таковой отсутствует", – отметил Иннокентий Борисов, главный технолог цеха огранки "Комдрагметалла".

В самый разгар кризиса над алмазными рудниками закружили "стервятники", готовые за бесценок забрать алмазы и чуть ли не всю отрасль.

"Когда у нас были тяжелые месяцы, на меня выходили и на руководство компании разные промышленные группировки. Там финансовые из-за рубежа с предложением продать им алмазы с дисконтом 20-30%. Мы всем отказывали, все считали, что мы ошибаемся, что рано или поздно мы свалимся", – вспоминает Айсен Николаев.

Спасло предложение президента Путина выкупить для российского алмазного фонда значительную часть драгоценных камней на миллиард долларов, если дела пойдут совсем плохо.

"Это сыграло огромную стабилизирующую роль даже не для российского, для всего мирового алмазного рынка, то есть все поняли, спекулянты в первую очередь, что здесь ловить нечего, что если надо, страна свою компанию один на один с проблемами не оставит", – подчеркнул Айсен Николаев.

Сейчас добыча восстанавливается рекордными темпами. Продажи алмазов выросли почти в десять раз. Все-таки на носу Новый год и Рождество, а лучшие друзья девушек в праздники – как известно – это брильянты. Из Якутии.

Якутия и сама как огромный необработанный алмаз в драгоценной коллекции регионов России, который еще требует трудоемкой огранки. Этот ледяной и неприступный край только предстоит по-настоящему покорить, сделав его удобным для жизни и сохранив при этом первозданную красоту этих захватывающих дух просторов.