Первый взлет: МС-21 подняли в небо российские двигатели

Россия с триумфом возвращается в высший эшелон мировой гражданской авиации. Новейший самолет МС-21, оснащенный отечественными двигателями, 15 декабря 2020 года совершил свой первый полет. Силовую установку впервые с 1990-х годов собрали полностью из российских комплектующих. Как итог – низкие показатели шума и топливная экономичность. А применение самой современной бортовой электроники и композитных материалов позволяют лайнеру легко конкурировать с ведущими мировыми авиапроизводителями.

До первого взлета всего несколько минут: в кабине МС-21 летчики-испытатели Василий Севастьянов и Андрей Воропаев.

- Готовность есть к запуску.

И вот уже самолет выруливает на взлетку Иркутского авиазавода. Сейчас борт – в наилегчайшем весе, без пассажиров, даже кресла не установлены. Топлива – на полтора часа полета, поэтому и разбег короткий.

Вид у МС-21 не парадный. Дюралевые и композитные детали покрыты только слоем технологической грунтовки. Но это и не важно. Главное, что новые двигатели подняли самолет в небо.

На борту есть еще третий – инженер-испытатель Александр Соловьев. Он контролирует работу агрегатов. В полетном задании несколько пунктов: проверка режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования всех его систем в разных режимах. Жители Иркутска стали свидетелями первого полета МС-21 на новых двигателях, под крыльями самолета проплывают городские кварталы. Через час двадцать пять минут – посадка.

Первый доклад прямо у трапа.

– Задание выполнено.

– Поздравляю!

– Как на газовке, как на пробежке, в полете показал себя очень хорошо. Впечатления очень хорошие. И от самолета – самолет ровный, сбалансированный. Полетное задание полностью даже перевыполнено.

– Поздравляем!

Сегодня здесь все вместе – заводчане, руководство компании "Иркут" и Объединенной авиастроительной корпорации, "Ростеха" и представители Минпромторга.

"Коллеги, это большой взлет отечественного двигателестроения. Теперь уже это, думаю, будет всемирно признанный факт. Для всего авиастроения в целом отечественного это такой хороший, основательный шаг. За 30 лет такого не было. Поэтому от всей души мы поздравляем всех тех, кто трудился, – конструкторов, технологов, пилотов", – отметил замминистра промышленности и торговли России Олег Бочаров.

Да, российские авиастроители сделали это, несмотря на то, что западные партнеры попытались сорвать проект – отказались поставлять комплектующие. Но президент Путин в сентябре 2020 года дал понять, что это нам не помешает.

"Ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли, и по соображениям недобросовестной конкуренции, партнеры наши прекратили поставку соответствующих композитных материалов для крыла. Ну, что это такое? Да это просто хамство на мировом рынке, с нарушением всех общепризнанных принципов и правил. Знают, что мы все равно сделаем, благодаря вам", – обратился Путин к сотрудникам ОАК.

МС-21 – лучший самолет в классе ближне- и среднемагистральных лайнеров сразу по нескольким показателям. Доля композитов в конструкции – 35%. И российские инженеры, в отличие от западных коллег, научились отливать сразу крупногабаритные детали. А это выигрыш по прочности и технологичности изготовления. За счет аэродинамики и, конечно же, за счет новых пермских двигателей удалось снизить расход топлива почти на четверть, вредные выбросы и шумность.

И у МС-21 есть то, чего нет ни у кого из конкурентов – широкие кресла и салон, в проходе свободно могут разойтись два пассажира. Российский самолет задает новый уровень комфорта.

"Сегодня историческое событие не только для Иркутской области. Потому что это первый самолет, который составит конкуренцию на международном уровне для всех летательных аппаратов, – подчеркивает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. – И мы еще раз подтверждаем, что российское авиастроение находится на подъеме".

Пермские моторостроители сегодня тоже радовались успеху.

"Очень рада, это круто. Берет гордость, что я работаю в такое время, и приложила свои усилия к разработке нового двигателя", – признается инженер-конструктор ОДК "Пермские моторы" Александра Крутикова.

"Двигатель ПД-14 – это новый продукт отечественной авиационной и авиадвигательной строительной промышленности. Это двигатель нового поколения. На основе этого двигателя будет создано целое семейство двигателей большей и меньшей размерностей. И в общем-то он станет основой будущей российской гражданской авиации и не только на ближайшие десятилетия", – считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.

Для покупателей, конечно, оставят выбор – можно заказать самолет и с американским двигателем Pratt&Whitney. Но, ясно, что российский ПД-14 должен быть дешевле и при покупке, и в обслуживании.

"Создание МС-21 помогает решить важнейшую государственную задачу – это обеспечение независимости нашей страны. Страна у нас большая, и без авиации нам никак! Самолет получил хорошие отклики у экспертов, и у производителей, и у покупателей. У нас сейчас уже 175 твердых заказов на эту машину, что очень неплохо для начала", – отмечает исполнительный директор госкорпорации "Ростех" Олег Евтушенко

В планах – выйти на производство 70 самолетов в год. А это значит, что пермякам надо будет строить как минимум по 150 двигателей. Впереди еще много работы. Необходимо пройти международную сертификацию. Но есть все шансы, что двигатель ПД-14 поможет самолету МС-21 достичь поставленной цели – завоевать 10 процентов мирового рынка ближне- и среднемагистральных перелетов.