21 ноября свой профессиональный праздник отметили сотрудники налоговых органов России. В этом году Федеральная налоговая служба отмечает 30-летие. И службе есть чем гордиться.
19 ноября премьер Михаил Мишустин запустил новый Центр обработки данных Федеральной налоговой службы в Дубне. Служба работает с огромным массивом информации о налогоплательщиках. А подобные центры позволяют вести процесс четко и без сбоев.
"Этот центр является сердцем Федеральной налоговой службы и информационных систем, которые так или иначе связаны с жизнью каждого человека. И это огромный массив данных, их использование позволяет не только собирать средства, но и оказывать людям конкретную финансовую поддержку. А также, конечно, внедрять новый качественный подход к предоставлению всех абсолютно масштабных мер социальной помощи", – подчеркнул Мишустин.
К 30-летию Федеральной налоговой службы приурочена премьера фильма Саиды Медведевой "Служба". Полностью его можно посмотреть на телеканале "Россия 24".
Это фильм не о налоговой. И не скучная нудятина о налогах. Это фильм о людях, о том, как менялась страна, как менялись отношения бизнеса и власти, и теперь даже смешно представить, что когда-то казалось, что невозможно в России построить какой-то новый контекст этих отношений.
Вот нынешний глава налоговой Даниил Егоров вспоминает, как когда-то впервые услышал от тогдашнего начальника Михаила Мишустина, что налоговая – это сервисная служба.
"Я не то что не принял, я, мягко говоря, не понял. Что значит, что мы сервисная компания? Мы тут всех контролируем, а нам тут говорят, что ты сервисная компания. И я сейчас понимаю, сколько нужно силы воли было, энергии, веры в то, что ты делаешь, чтобы нас всех инфицировать этой идеей", – вспоминает Егоров.
"Самое непростое было – это убедить самих сотрудников Налоговой службы в новой парадигме, когда налоговый инспектор – это человек-помощник, который занимается тем, что обрабатывает большие массивы информации в пользу людей, которые являются его клиентами. Вот эта клиентоориентированность или, если хотите, сервисность Налоговой службы – это был наш выбор", – подчеркивает Михаил Мишустин.
Смотришь и вспоминаешь, а ведь и правда было-то это все не так давно. В 90-е, когда налоговая проверка – это катастрофа для бизнеса.
"Приходит Налоговая служба, вытаскивают из тебя душу, проверяют. Вот во время проверок уж точно надо что-то найти и начислить. Иначе зачем выходили. Кроме Налоговой службы была еще налоговая полиция. Они приезжали в масках, были настроены прийти, найти мошенничество, преступление. И вот с ними было совсем тяжело. Это был такой невероятный пресс на бизнес", – вспоминает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
Бизнес отвечал взаимностью – просто не платил налоги. Новое для России понятие "рынок" все воспринимали практически буквально. Не поймали – не плачу. Да и налоговая система была такая, что не ясно было, кому и что платить.
"Шанс, что тебя поймают, был не очень высоким. Если до тебя дошла налоговая из тебя что-то там выбили, то ты заплатил. А нет, вроде бы как и ничего. Тотально никто не платил налоги", – рассказал Герман Греф, глава "Сбербанка".
Налогов было много, нагрузка на бизнеc огромная, в итоге, например, в конце 90-х – себе сегодня это представить невозможно – от начисленных налогов уплачивалась в бюджет половина. Не платили все – от маленькой пирожковой до "Газпрома".
"Допустим, на "Газпром" начислялись налоги. Он платил только половину. А половину просто не платил, потому что он говорил: мне не пришли платежи от энергетиков, куда он отпускает газ, от населения, которое не платит за газ своевременно. Поэтому с меня взятки гладки", – отметил Алексей Кудрин.
"У нас плюс к основным федеральным налогам было около 360 местных налогов. Кто что придумывал. Сегодня был один налог, завтра муниципалитет вводил второй", – сказал бывший начальник Государственной налоговой инспекции по Городецкому району Горьковской области Николай Поляков.
А в 1999-м началась налоговая реформа, в которую мало кто верил. Особенно в то, что налоги надо снижать, а не повышать.
"И это было кардинальное изменение. Речь шла о том, чтобы всю налоговую систему упросить, сделать прозрачной, понятной. И был риск, а вдруг экономика не ответит", – подчеркнула Эльвира Набиуллина, глава Центробанка.
"Во всем мире налогоплательщик доказывает правильность. Мы пошли от обратного. Просто мы исходили из того, что у нас слишком много карательной системы", – говорит Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Это сейчас многое кажется нормой, а тогда реформы выглядели как революция. Сроки регистрации юридического лица – до пяти дней, отмена оплаты уставного капитала – до регистрации компании, исключено заверение документов нотариусом, бизнесменам обеспечили бесплатный электронный доступ к информации, содержащейся в реестрах. А потом началось то, что сегодня мы называем цифровизацией государственных сервисов. И началось это с Налоговой службы. И сама налоговая начала радикально меняться.
"Я занимался информационными технологиями. И осмысление того, как должна выглядеть информационная система, – это было то, с чем я приходил в Налоговую службу. Идея была в том, чтобы человек не ходил в разные инспекции, в разные офисы, а в этом смысле построить систему администрирования, чтобы она взаимодействовала с человеком в одной точке. Это и было таким важнейшим, даже переломным моментом в администрировании, что позволило людям практически минимизировать количество контактов с налоговыми инспекторами", – вспоминает Михаил Мишустин.
Тогда в налоговой внедрили службу, которая обучала культуре общения с налогоплательщиком.
"Нужно было менять идеологию про то, что есть они, есть мы. Вот у нас есть баррикады, там налогоплательщики, вражины, а здесь мы, которые за государство. Это же рождалось годами. И, соответственно, изменение культуры – это то, что у нас до сих пор происходит", – отметил Даниил Егоров.
На сайте nalog.ru – 60 многофункциональных сервисов. Сайт ежегодно обрабатывает 7 миллиардов обращений. Не посещая налоговую, можно подать декларацию, получить информацию о доступных субсидиях, введя только индивидуальный номер предпринимателя, подобрать и рассчитать самый выгодный режим налогообложения для бизнеса. Заплатить налоги можно из любой точки мира. Да хоть из космоса!
"Меня поразило то, как два русских космонавта прислали свои налоговые декларации из космоса", – сказал Ханс Кристиан Хольте, хс-глава Налоговой службы Норвегии.
"Будущее – это, конечно же, цифровая платформа государства, включая ее налоговую часть. Ведь государство как платформа в этом смысле должно оказывать услуги свои для граждан незаметно и удобно. Ведь это очень важно, чтобы в будущем государство как можно меньше вмешивалось в повседневную жизнь людей, бизнеса, было надежным помощником. Это будущее, которое, я надеюсь, наступит", – считает Михаил Мишустин.