Четырехэтажное здание из желтого кирпича в георгианском стиле, черные блестящие двери, а на них медное кольцо-молоток. На первый взгляд – типичный дом старого Лондона, однако именно ему посвящен любопытный материал от британской "Таймс" и ассоциации журналистов-расследователей.
Читателям обещают увлекательную детективную историю, в которой разгадывается дело "достойное романа Артура Конана Дойля". И не зря.
Ведь дело касается дома, на котором висит хорошо всем известная табличка: Бейкер-стрит 221. То есть, вымышленный адрес, где жил сыщик Шерлок Холмс.
Но беспокоят журналистов не старые литературные тайны, а вещи более приземленные. А именно – личность собственника знаменитого особняка. Долгие годы пытались найти ответ на этот вопрос. И вот сейчас, как уверяется, наконец-то знают наверняка. И несколько шокированы. Потому как, если верить опубликованным данным, здание находится в руках иностранцев. Причём, выходцев вовсе не из Старого Света, а из старого доброго СНГ.
Как говорил Шерлок Холмс, чем больше ищешь, тем больше вскрывается. Правда, на задачу, которую легендарный сыщик решил бы страниц за 100, у журналистов ушло пять лет. Всё оказалось не так элементарно. Искали документальные подтверждения. Журналисты "Таймс" выяснили, что дом Шерлока Холмса на Бейкер-стрит принадлежит не миссис Хадсон, и даже не лорду или пэру, а дочери и внуку Нурсултана Назарбаева.
"Последние расследования уже даже не удивили и не шокировали. Самой дорогой недвижимостью в Лондоне владеют то саудиты, то китайцы, то индийцы, то русские. Это уже общее место. Сент-Джеймс и Парк-Лейн давно не британские. Другой вопрос – пишут сейчас именно про Казахстан и Бейкер-стрит? Наверняка скоро у "Таймс" последует скоро еще серия статей про связи казахской диаспоры", – считает Маркус Пападопулос, британский журналист, главный редактор журнала Politics First.
Дом Шерлока Холмса оценивают в 1.7 миллионов фунтов. Это примерно 170 миллионов рублей. Для 21 века дорого и престижно, но в целом цена в рамках рынка. А вот для конца 19-го века, эпохи великого сыщика, этот дом – не более, чем хороший середнячок.
"В принципе, это самый центр Лондона. Вестминстер – это очень престижное место. Другое дело, что это север и самая непрестижная часть этого престижного места. Объективно говоря, Шерлок Холмс не был богатым человеком. И он наверно выбрал максимально максимально комфортное, удобное, элитарное жилье, которое мог себе позволить. По большому счету, это средний-средний класс такой. Рядом с аристократией, но на отшибе, в стороне", – поясняет Андрей Новиков-Ланской, писатель, культуролог.
В 21 веке Бейкер-стрит уже далеко не на отшибе. Так, чтобы могла бы получиться хорошая инвестиция, если бы дом миссис Хадсон действительно существовал. В конце 19 века это здание не нашел бы и сам Шерлок Холмс. Тогда на Бейкер-Стрит было всего 85 домов. А своего героя Артур Конан Дойл поселил в 221-й. Здание с таким адресом появилось в Лондоне лишь в 20 веке.
"Это мифология литературная. Если взять Россию, то тоже есть такие места. Например, дом Раскольникова. Что это такое? Ведь Достоевский не дает точного адреса в отличие от Конан Дойля. Это дом на углу Столярного переулка. И я помню, какое ощущение возникает, когда входишь в этот дом, поднимаешься по этим 13 ступенькам, которые описаны в романе. Это было поразительное ощущение прикосновение к некой тайне", – поясняет Игорь Волгин, историк литературы, президент Фонда Достоевского.
На таких культовых зданиях владельцы неплохо зарабатывают. Замок Хайклер, где снимали британский сериал "Аббатство Даунтон", стал декорацией к десятку высокобюджетных фильмов. В прошлом году комнаты там даже сдавали на сутки в аренду на Airbnb. 150 фунтов за человека за ночь. 50 тысяч рублей придется отдать за ночь в отеле "Парк Хайят Токио", где были съемки "Трудностей перевода". В дом Керри Брэдшоу из "Секса в большом городе" просто так не попасть. Огородили даже ступеньки, а сам особняк купили в 2012 году за рекордные 10 миллионов долларов. По сравнению с этими объектами, комнаты сыщика – образец демократичности. Открыты для всех с 9.30 до 18. Вход 15 фунтов.
"До короны там всегда были очереди, и люди ждали, потому что сам музей маленький, и есть ограничения по количеству людей, очень много было японских туристов, китайских", – поясняет Дарья Корриган, жительница Лондона.
"Вот этот булыжник, Викторианская эпоха, мерцающие огни, Темза, музыка Страдивариуса. Так что Холмс жив и очень даже популярен", – считает Светлана Джонсон, гид в Лондоне.
Ну, а жив Холмс отчасти благодаря армянам. Музей открыла представительница армянской диаспоры, которая владела лавкой с антиквариатом времен великого сыщика. Такой канонический пример, когда миф оказывается сильнее и реальности, и даже логики. Ведь и сейчас табличка "221 Бейкер-стрит" висит не на своем законном месте, а на Доме 239. 221 – это не адрес, а название фирмы. Но с этой неустойкой уже смирились и таксисты, и чопорные британские почтальоны.