Малевич, Шагал, Кандинский, Родченко. Десятки шедевров русского авангарда представила сегодня Новая Третьяковка в своей обновленной экспозиции. И, как говорят организаторы, это лишь часть грандиозного проекта "Искусство ХХ века". Следующим шагом должно стать открытие еще восьми залов.
"Не читайте этикетки – смотрите, чувствуйте, прислушивайтесь к себе!"
Настаивает Ирина Пронина, которая сама про авангард знает, кажется, всё и говорить о нем может часами. На просьбу показать что-то самое важное в "новой старой экспозиции", проводит нас по всем 14 залам.
"Мало кто из посетителей догадается, что вот та верхняя работа – это портрет Казимира Малевича. Роскошное панно Александры Экстер, которая экспонировалась на выставке-биеннале 1924 года в Венеции. Редкий случай, когда мы можем увидеть и второй квадрат Малевича", – рассказывает Ирина Пронина, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.
Сокуратор Сергей Фофанов показывает третий зал, где так называемое "боевое десятилетие", когда вся каша авангардная заварилась, и всё закончилось "Чёрным квадратом".
В созданных заново залах – три картины Пиросмани, который почти весь в Грузии. Из запасников. Непоказываемый ранее Бурлюк.
"Здесь фрагменты античного стекла. Археологически – это артефакт, который интегрирован в пастозную живопись, в футуристический сюжет, отсылающий к прошлому", – говорит Сергей Фофанов, научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи.
Не было бы счастья, если бы не вирус – Третьяковская галерея получила шанс одновременно показать все шедевры из своей коллекции, которые часто отправляются на крупные выставки по всему миру, и застать их в Москве было почти невозможно.
"Эти панно показывались в самых различных городах и на самых различных континентах, но никогда не были показаны целиком в Москве. И во время одного из моих разговоров с внучкой Шагала она попросила сделать так, чтобы эти панно перестали ездить по миру и стали частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи", – сообщила Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
За 2,5 месяца после августовской протечки здесь полностью заменили ливневые стоки и даже устроили потоп "искусственный", чтобы проверить прочность труб. Теперь в них уверены "на 1000%".
Гигантский Шагал, невиданная Гончарова, ученики Малевича, махолет Татлина, на котором каждый советский человек мог слетать за свежей газетой – 14 залов, 15 лет и целая эпоха, вошедшая в мировую историю под названием "русский авангард".