В центре скандала оказалась московская выставка Энди Уорхола. Организаторов заподозрили в том, что в залах на Крымском валу представлены не оригинальные работы легендарного американца, а только репродукции. Есть ли повод сомневаться в подлинности экспонатов, и что говорят знатоки искусства?
Культурная Москва потеряла покой и сон. И всю неделю задается одним вопросом.
"У вас что – поддельный Уорхол? – повторяет самый частый вопрос к себе организатор выставки Александр Начкебия. – Не могу сказать, что вопросов не задают. Конечно, задают! Но мы стараемся не поддерживать хайп. Когда мы собирали коллекцию, мы обращались к коллекционерам, которые имеют безупречную репутацию. И работы на выставке имеют безупречную репутацию и провенанс (происхождение)".
Подозрения, зародившиеся в недрах анонимных Telegram-каналов, мгновенно были растиражированы, совсем как работы Уорхола, исключившего из искусства индивидуальность
"Я не понимаю, что значит "оригинальный", в том смысле, что Уорхол – человек, с которого начинается важнейшее направление в истории искусства XX века – поп-арт, который первый отрефлексировал феномен массовой культуры, феномен тиражности всего, что мы сегодня потребляем", – подчеркивает директор "Мультимедиа Арт Музея" Ольга Свиблова.
200 работ из европейских коллекций три года собирал итальянский куратор Джанни Меркурио – имя в арт-среде известное. Усомниться в подлинности позволяет отсутствие этикеток, но вещи из частных собраний порой экспонируют на условиях анонимности.
"Я бы хотел отметить подборку глянцевых журналов с ранними рисунками, которые мы получили из музея Феррагамо во Флоренции, – поясняет куратор выставки Джанни Меркурио. – Хотелось бы поблагодарить Музей Энди Уорхола в Пистбурге, с которым я работаю уже 20 лет".
Музей в Питсбурге разрешил демонстрацию 8-часового фильм "Эмпайр" и 9 так называемых кинопроб. Из частных итальянских собраний приехала серия "Серп и молот", подписанная автором. Это двенадцатые работы из тиража в 50 экземпляров. А Мао, что называется, единственный в своем роде.
"Эта работа единственная в таком размере и таких цветах. Еще она покрыта масляной краской сверху", – подчеркивает экскурсовод Елизавета Гайдук.
Подлинность Уорхола уже много лет не атрибутирует даже Фонд его имени. Но это бессмысленно. Точное число работ и самому художнику было неизвестно. Фонд теперь лишь выдает разрешение на коммерческое использование образов художника.
Энди Уорхолу шумиха вокруг выставки доставила бы немало приятных мгновений – эпоху, где будет 15 минут славы для каждого, король поп-арта предсказал уже давно.
Его первые холсты продавались за сто долларов, а самый дорогой лот ушел с аукциона в 2010 году за 24 миллиона долларов.
"Есть каталог-резоне Энди Уорхола, где более 3 тысяч работ, которые атрибутированы к Энди Уорхолу. Наши работы все в каталоге-резоне, – подчеркивает старший куратор музея "Гараж" Екатерина Иноземцева. – На этой выставке нет ключевых определяющих вещей, которые хранятся в Музее современного искусства Уитни в Нью-Йорке. Межмузейный обмен между российскими и американскими музеями заблокирован давно. Организаторы – частные лица, которые хотят заработать приличные деньги, судя по ценам на билеты".
И пока дискуссия продолжается – число посетителей на выставке сдерживают только требования Роспотребнадзора.
"Мне очень нравится, – признаются посетители. – Сомнений в подлинности нет".
"Да мы об этом не думали, – отвечают другие. – Ну, интересно!".
"Даже, если это не подлинные, это не важно. Он же создавал их", – добавляют третьи.
Уорхол ведь тем и прославился, что стер грань между оригиналом и копиями. Так что вопросы остаются всегда, как к легендарной банке Campbell, где вроде бы суп, но вряд ли – здоровая еда.