В Год памяти и славы ГТРК "Пенза" продолжает рассказывать о героических подвигах земляков. В биографии военного летчика Бориса Калинкина немало ярких страниц. В годы Великой Отечественной войны он служил в Московской авиационной группе особого назначения. И в 1944 году Борис Тихонович спас маршала Югославии Иосипа Броз Тито.
В мае 1944 года немецкое командование развернуло мощную контрнаступательную операцию в Югославии. Планировалось окружить и наконец добить партизан, которые уже несколько лет сопротивлялись оккупации. Вермахт подготовился основательно и пошел в атаку сразу с применением десанта. Все это вылилось в драматичный и кровопролитный бой.
"Сначала не смогли партизаны понять, что это десант немецкий. Они совершенно не ожидали, что с неба начнут на них падать немецкие войска с техникой. У немцев тоже были нестыковки: они вошли в город и оказалось объект, который у них как "цитадель" в плане помечен, оказался кладбищем. Он находился в центре всей операции и в итоге, когда стемнело, десантники остались без поддержки, югославы блокировали их на этой цитадели, на этом кладбище большая часть немецких десантников осталась убитой на этом кладбище", — рассказал военный историк Алексей Смирнов.
Помощь к остаткам вражеского десанта пришла только утром. Разгром партизанами крылатой пехоты лишь разозлил немцев. Они подтянули танки и снова пошли в отчаянное наступление. В результате бойцов Иосипа Броз Тито зажали в узкой долине. Над горами беспрестанно кружили Юнкерсы.
"Долгое время немцы не могли определить, где Тито находится. Они поняли только по характеру сопротивления, что они что-то нащупали. Пошел огонь яростный, значит, нужно идти в эту сторону. Но Тито смог прорваться мимо немецких частей", — добавил Алексей Смирнов.
Дальше бежать было некуда, но им удалось выйти на советскую волну и попросить помощи. Вызволять союзников как раз и отправили экипаж пензенского лётчика Бориса Калинкина. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали 3 тыс. метров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места эвакуации. Однако Калинкин все-таки разглядел едва различимые сигнальные костры.
"В результате в совершенно невероятных условиях его забирали с импровизированного аэродрома наши летчики. Причем было 2 рейса. Это был, действительно, настоящий подвиг", — отметил военный историк Алексей Смирнов.
За спасение югославского маршала Тито всех летчиков представили к наградам, а Борис Калинкин получил звание Героя Советского Союза. До самого окончания войны экипаж Бориса находился в распоряжении Верховного командования югославской армии.