Разворачивали на Запад Украину не один год. Технологии были разные. Чаще циничные и жестокие. Сегодня ровно 20 лет гибели журналиста Георгия Гонгадзе.
Памятная доска Георгию Гонгадзе – на здании украинского союза журналистов – к годовщине его убийства, но само дело еще рано сдавать в архив.
"Он разбудил Украину, но мне показалось, что не до конца", – заявил Александр Мороз, бывший спикер Верховной рады.
Александр Мороз двадцать лет назад связал найденное в Таращанском лесу обезглавленное тело вот с этой аудиозаписью. Человек, голос которого похож на президентский, обсуждает, как избавиться от неугодного главреда издания "Украинская правда". И называет его фамилию – Гонгадзе.
"Давай это самое, по "Украинской правде" нужно что-то решать. Что с ним делать. Оборзел уже совсем. Подонок. Грузин. – Гонгадзе? – Гонгадзе".
Безымянное тело тут же опознали – по медальону, который носил Гонгадзе, хотя не совпадал даже размер ноги.
"Понадобилось сакральная жертва и эта технология впервые обкатывалась в пределах Украины для возбуждения общественного мнения", – говорит Владимир Скачко, журналист.
Нашелся и автор кассетного скандала – майор президентской охраны Николай Мельниченко, который записал все это, подкинув диктофон в кабинет.
"Это лично моя инициатива, и лично один я провел эту спецоперацию", – сообщил он.
Тут же вспомнили, что именно Гонгадзе часто задавал Кучме острые вопросы на всевозможных ток-шоу. И в самом деле мог вызвать гнев президента.
И вот уже на киевских улицах весь украинский политический спектр объединился и в акциях протеста требовал отставки Кучмы. Постепенно расшатывая властную вертикаль, что в итоге привело к оранжевой революции.
"Получили преимущество те силы на Украине, которые были ориентированы на Запад", – констатировал Михаил Погребинский, политолог.
А потом, когда стало ясно, что президентов можно менять руками митингующих – и к Майдану, так называемой революции достоинства.
"Это преступление, как эстафету передает один властный режим другому и так далее, говоря о том, что система власти не меняется. И они чистят мундир там, где он не чистится", – заметил Мороз.
Только спустя восемь лет осудили непосредственных исполнителей – троих офицеров МВД, которые задушили Гонгадзе, а главу группы – генерала Пукача, искали еще два года. И приговор – пожизненное заключение – ему огласили в 2013-м.
"Кто хочет в этом зале знать истину? Похоже, никто. Поэтому спросите о мотивах у Литвина и Кучмы", – заявил Александр Пукач.
Бывший министр внутренних дел Кравченко, который мог отдать приказ, застрелился, когда его вызвали на допрос по делу Гонгадзе. Двумя пулями в голову.
"Совершенно очевидно, что те, кто организовывали вот эту всю акцию, захотели сделать так, чтобы Кравченко исчез бесследно", – констатировал Николай Азаров, экс-премьер-министр Украины.
Пытались привлечь и Леонида Кучму, но не нашли достаточных доказательств его вины. Пленки Мельниченко признали смонтированными и не вызывающими доверия. Организовать всё мог человек, знакомый с содержанием аудиозаписей, чтобы навлечь подозрение на украинского президента.
"Это тщательно подготовленная политическая провокация. Она готовилась ни одним так называемым бывшим майором Мельниченко. Стоят за этим серьезные политики. Огромные деньги", – заявил Кучма.
Заказчик так и остался безнаказанным. Зато детище Гонгадзе – "Украинская правда" – из малоизвестного сайта превратилось в медиа-холдинг стоимостью до десяти миллионов долларов.
"Посещаемость стала расти после того, как исчез Георгий Гонгадзе", – рассказала Алена Притула, владелец "Украинской правды".
Алену Притулу с Гонгадзе связывали не только рабочие отношения, и это из ее квартиры он вышел утром в тот день, когда был похищен, а потом убит.
Спустя шестнадцать лет от нее же вышел и другой киевский журналист, Павел Шеремет. Сел в ее машину и взорвался. А дело Шеремета теперь вызывает не меньше вопросов, чем дело Гонгадзе.