В Германии полиция Эссена сегодня весь день обыскивает полицию соседнего Мюльхайма: изымают ноутбуки, жесткие диски и мобильные телефоны. С их помощью сотрудники одного из управлений рассылали друг другу фотографии беженцев в газовых камерах и свастику времен Третьего Рейха. Закрытый чат "праворадикалов в форме" рассекретили, а их самих отстранили. И несмотря на то, что полицейские профсоюзы требуют не спешить с выводами и дождаться итогов расследования, такое фиаско во времена охвативших мир протестов против жестокости силовиков, в Берлине точно не простят.
Пока не понятно, как вскрылась эта история, но скандал из нее вышел оглушительный. В течение как минимум восьми лет компания полицейских из города Мюльхайм (это земля Северный-Рейн Вестфалия) обменивалась в закрытых группах одного популярного мессенджера материалами нацистского содержания, развлекала друг друга "коричневым" юморком. Министр внутренних дел земли теперь называет это "позором для полиции".
"Мы говорим об отвратительных материал неонацистского, расистского и ксенофобского содержания. Фотографии Гитлера, изображения свастики и имперского военного флага. Мы нашли еще более омерзительные отретушированные снимки, на которых изображены беженец в газовой камере концентрационного лагеря и расстрелы темнокожих людей", -заявил министр внутренних дел земли Северный-Рейн Вестфалия Герберт Роиль.
По этому делу на данный момент от службы отстранены 29 сотрудников полиции. 11 из них грозит суд, поскольку демонстрация такого рода материалов – уголовное преступление в Германии. И для земли Северный Рейн Вестфалия это уже третий подобный инцидент за небольшой промежуток времени. Сначала в городе Хамм выявили полицейского, который распространял в сети фотографии с нацистским приветствием, затем в Аахене двоих сотрудников полиции застали за просмотром видео аналогичного содержания, причем в тот момент, когда они дежурили перед синагогой.
"У меня нет слов. Я сначала не мог поверить, что подобное возможно. Я надеялся, что мы имеем дело с единичными случаями. Теперь я понимаю – это не так. Сначала события в городе Хамм, затем Аахен, теперь Мюльхайм. Это слишком много", – добавляет Роиль.
И это только в одной федеральной земле. И только в полиции. А есть еще армия и спецслужбы. 1 августа Бундесвер расформировал целую роту элитного подразделения КСК, 80 человек, после того, как выяснилось, что своего командира спецназовцы провожали на пенсию характерными жестами рук под правоэкстремистские марши. Инспекция подразделения также обнаружила пропажу 46 тысяч автоматных патронов и 62 килограммов взрывчатки. Наряду с этой громкой историей известны случаи, когда расследования угроз расправы над некоторым левыми политиками выводили правоохранителей прямиком на аккаунты сотрудников немецких силовых ведомств. В общем, из единичных случаев уже давно сложилась система.
"Подобные происшествия уже никого не должны удивлять. Мы год назад обсуждали эту проблему, говорили о таких организациях, как "Нордкройц", "Ганнибал", НСУ 2.0. Все это хорошо известно. Если какой-то региональный министр внутренних дел думает, что его территория в данном вопросе обладает иммунитетом, то большую наивность сложно представить", – считает глава профсоюза сотрудников уголовной полиции Себастиан Фидлер.
Неонацизм, как идеологическая база, в Германии характерен для групп так называемых "преперов". Как правило, это выходцы из армии и других милитаризованных структур, готовящиеся к неизбежному, по их мнению, распаду государства. В условиях анархии эти подпольные группы выйдут на поверхность в качестве вооруженных банд. На данный момент масштабы этого социально-психологического феномена не известны.
Сейчас руководство немецкого МВД раздумывает над введением идеологического тестирования при приеме на работу. Однако провести исследование кадрового состава на предмет правого экстремизма силами независимых экспертов, о чем уже не раз говорили в Германии, полицейское начальство отказывается. Это может указывать и на то, что оно просто боится объективных данных.