В России в последние годы растет спрос на специалистов аграрных специальностей. Однако школьники по-прежнему неохотно выбирают для обучения сельскохозяйственные вузы. Решение этой проблемы могло бы существенно ускорить темп развития отечественного АПК и повысить его устойчивость к внешним вызовам. Об этом в интервью радио "Вести ФМ" рассказал руководитель департамента развития агро- и биотехнологий компании "Иннопрактика" Владимир Авдеенко.
Сейчас на рынке не хватает ветеринаров, зоотехников, агрономов, инженеров-механиков. Спрос на таких работников в разы превышает число выпускников.
"Растут зарплаты, компании пытаются создавать комфортные условия для переезда специалистов из других регионов. Но это не всегда работает, и в целом мы видим системный дефицит кадров по основным направлениям", – сказал Авдеенко.
Кроме этого, в России формируется новый тип сельского хозяйства, ядром которого выступают инновационные технологии – робототехника, цифровые и геоинформационные решения, генетика и селекция, биометоды и нанотехнологии. Для подготовки специалистов, способных принять участие в создании инновационного АПК, необходима новая модель образования, ориентированная на обучение на стыке различных научных областей.
Несмотря на то, что сельское хозяйство радикально изменилось с точки зрения технологий и способа производства, у многих сохраняется представление, что работа в этой сфере тяжелая, монотонная и неинтересная. Проректор по учебной работе Воронежского государственного аграрного университета имени Императора Петра I Наталья Дерканосова отметила, что городские родители не мотивируют детей получать сельскохозяйственную профессию. По ее словам, родители видят своих детей айтишниками, программистами, иногда не понимая, что в сельском хозяйстве быть айтишником зачастую престижнее и интереснее, чем в другой отрасли. Результат – в аграрные вузы поступают немотивированные школьники, зачастую с самыми низкими баллами ЕГЭ.
Наталья Дерканосова подчеркнула, что перед аграрными вузами стоит очень серьезная задача – из немотивированного абитуриента подготовить профессионала, соответствующего современным требованиям производства. Одним вузам с этой задачей не справиться. Необходимо взаимодействие с аграрным бизнесом, который покажет свои современные технологии студентам. Поэтому в различных регионах России, включая Воронежскую область, аграрные вузы вовлечены в разработку и реализацию концепции “агро-классов”, учась в которых ребята не только углубленно изучают профильные дисциплины с помощью преподавателей вузов, но и приезжают на производственные площадки агрохолдингов, которые выступают партнерами “агро-классов”, чтобы получить практический опыт. Таким образом формируется интерес к сельскому хозяйству на глубоком уровне. Поднимая общий уровень выпускников, аграрный бизнес делает необходимый задел в кадровое обеспечение своих компаний.
Еще одним инструментом популяризации работы в сельского хозяйстве может стать госпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий", которая повысит интерес к аграрным специальностям и привлекательность села: в результате ее реализации появятся новые дороги, жилье, доступные ипотечные инструменты. Кроме этого, по условиям госпрограммы, предприятия агробизнеса могут получить компенсацию расходов на организацию производственной практики.