Интернет-тест от Польши: завлекательный подход, русофобский посыл


МИД Польши

Польский МИД отметился необычной публикацией на правительственном сайте республики. Речь идёт об онлайн-игре, а содержание этой игры вполне привычное в разрезе варшавской политической риторики. Игра посвящена Второй мировой войне. Первый же вопрос – о якобы циничном предвоенном сговоре Советского Союза с гитлеровской Германией, а дальше – больше.

Польский МИД отметился необычной публикацией на правительственном сайте республики. Речь идёт об онлайн-игре, а содержание этой игры вполне привычное в разрезе варшавской политической риторики. Игра посвящена Второй мировой войне. Первый же вопрос – о якобы циничном предвоенном сговоре Советского Союза с гитлеровской Германией, а дальше – больше.

Лишь 18 вопросов о Второй мировой войне, после которых будто один из главных злодеев – это безусловно СССР, а главные герои – это поляки и союзники. Впрочем, онлайн-тест подход к подаче информации новый, только посыл остался прежним – русофобским.

"… искажается память о Второй мировой войне. Например, уничтожаются захоронения и памятники, связанные с этими событиями, особенно касающихся советских солдат, – говорит Светлана Журова, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам. – Польша была инициатором переписывания многих фактов, в том числе говорится, что Россия вместе с Германией напала, хотя мы знаем, что сама Германия этого не признает".

Тест построен хитро. Взглянем на формулировку вопроса: "Когда Третий рейх и СССР напали на Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну?" То есть уже в вопросе виден явный подлог. Но с этим позже. В объяснении авторы делают ссылку причем не к архивным документам, или к другим научным материалам, а к статье СМИ понятного толка, в которой, что интересно, никто не обвиняет Сталина в развязывании войны. Получается ложь в квадрате.

"С точки зрения здравого смысла, как можно одновременно развязать войну, напав сначала 1 сентября, а потом 17? После 1 сентября начались боевые действия между Германия и Францией и Великобританией на Западном фронте. Война началась после германского вступления в войну", – констатирует Сергей Соловьев, редактор журнала "Скепсис", главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории.

И, конечно, принципиальный вопрос – пакт Молотова и Риббентропа, который пытаются выдать за документ, который вовсе положил начало войне. Выдают это как за свершившийся факт.

И, должно быть, поверят многие. Ведь то, что сказали политики с трибун, не все услышали; что в учебниках напишут, не все прочитают. А вот интернет-тест – легкая и доступная форма. Тестам же все верят!

"Почему поляки не называют документ, подписанный еще в 1934, скажем, пактом Гитлера-Пилсудского? Польша была первой страной, которая заключила в январе 1934 года договор о ненападении с Германией. Вместе с Гитлером Польша участвовала в уничтожении Чехословакии, откусив от нее Тешинскую Силезию и еще некоторые районы Чехословакии", – отмечает Вадим Трухачев, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.

Но сегодня Польше проще создать для себя образ жертвы.

В тесте 18 вопросов. В шести из них Советский Союз представлен в нарочито негативном виде. Причем злодеяниям фашистской Германии уделено лишь пять вопросов. Даже на таких простых цифрах понятно, что тест максимально пропагандистский. И, конечно, о многом умолчали.

"Есть вопрос про спасение евреев Иреной Сендлер – героической женщиной, но ничего нет про участие поляков в Холокосте и убийства евреев, бежавших из лагерей смерти, представителями армии Крайовы, как после восстания в Собиборе. Это очень болезненная тема для современной Польши", – добавляет Сергей Соловьев.

Но если уж польские политики говорят о якобы возвращении к исторической действительности, так может тогда вспоминать и одно и другое? Только, видимо, для них правда та, которую переписали, а все, что неудобное – забыли. И то, что выжжено со страниц учебников, "подчистили" и на улицах.

Должно быть, памятники сносят, чтобы доказательства убрать. Зато останется тест дополненной реальности.