Путин поручил проверить, как государство утратило контроль над Башкирской содовой компанией

Вопрос, ставший предметом пристального внимания президента, – ситуация вокруг Башкирской содовой компании. Владимир Путин поручил и правительству, и руководству Башкортостана, и прокуратуре разобраться в истории, в результате которой государство утратило контроль над предприятием.

Еще один вопрос, ставший предметом пристального внимания президента, – ситуация вокруг Башкирской содовой компании. Владимир Путин поручил и правительству, и руководству Башкортостана, и прокуратуре разобраться в истории, в результате которой государство утратило контроль над предприятием.

Дивиденды превышали прибыль, ни экологическими, ни социальными вопросами владельцы не занимались. Где деньги, попросил выяснить Путин.

На столе у президента – пакет документов, касающийся "Башкирской содовой компании", вокруг одного из проектов которой в последнее время идет серьезное противостояние между работниками и местными жителями.

"Люди, которые обратили на это внимание и которые выразили свое недоверие к тому, что делается на месте, они в значительной степени правы. И нечего доводить до каких-то конфликтов, – сказал Путин. – Нужно просто вести диалог с людьми и искать эти решения. Повторяю еще раз: конечно, нужно заботиться о сохранении рабочих мест. Конечно. Но делать это нужно своевременно, ритмично, обеспечивая необходимые инвестиции в производство, в создание новых производств, переподготовку людей и так далее. Всем эти инструменты работы хорошо известны. Нужно их только применять. Надо работать над этим".

"Прошу также прокуратуру провести проверку законности сделки, в результате которой был утрачен контроль за этими активами со стороны государства", – добавил президент.

Речь идет о шихане Куштау – это отдельно стоящая гора с уникальной природой, почти целиком состоящая из известняка. А это сырье для химической промышленности, в котором сейчас остро нуждается "Башкирская содовая компания".

Предприятие получило право на разработку, но защищать гору бросились эко-активисты – вот они на марше скандируют "Куштау, живи!".

Мирить тех, кто "за", и тех, кто "против", приезжал глава Башкирии Радий Хабиров.

"Мое решение вам такое предлагаю: сегодня все отсюда, с горы, уходят. Уходят БСК, уходите вы. И я даю слово, что на эту гору никто не зайдет, пока мы не найдем компромиссное решение", – обратился Хабиров к протестующим.

Тогда противоборствующие стороны и заинтересовались, кто извлекает из всего этого прибыль. И 26 августа президент обнародовал весьма интригующую информацию.

"Деньги, заработанные компанией, практически в развитие не инвестируются, в регионе не остаются. При общем объеме выручки в прошлом, в 2019 году, 45 миллиардов рублей, на инвестиционные цели пошло только 2,5 миллиарда рублей. Где деньги? Известно, где. В офшорах, – сказал Путин. – Вот смотрите, на дивиденды в 2018 году было направлено 12,3 миллиарда рублей. Это, как вы думаете, сколько от чистой прибыли? 106 процентов. Больше, чем вся чистая прибыль. В 2019 году – 107 процентов от чистой прибыли".

"Повторяю еще раз: деньги идут туда, где проживают отчасти акционеры. И на Кипрские счета, во Францию, в Швейцарию. Жить, конечно, можно, где угодно, мы свободная страна, – добавил президент. – Но если вы здесь работаете, в России, здесь зарабатываете деньги, нужно подумать о людях, которые работают на ваших предприятиях. Нужно подумать о будущих рабочих местах, о социальной сфере, об инфраструктуре".

Владельцами называют башкирских бизнесменов Сергея Черникова и Виктора Исламова. Принадлежащие им не слишком прибыльные Березняковский завод и "Каустик" объединили с государственным АО "Сода", которое приносило миллиардные дивиденды. Но сделка была оформлена таким образом, что доля государства оказалась минимальной, а среди учредителей появились четыре оффшорные фирмы с подставными хозяевами.

"Бесконтрольное выкачивание денег и без всяких обязательств, связанных с инвестициями, это такая печальная история, – отметил Путин. – Но самое интересное: в начале 2013 года абсолютно чудесным образом через объединение компаний доля государства размывается и снижается ниже контрольной. У государства было 62 процента, а внезапно стало 38. И как результат приоритеты работы компаний резко изменились. Как-то не похоже, что целью акционеров сегодня является долгосрочное развитие этой компании. Похоже на другое – на выкачивание средств любой ценой и в как можно большем объеме".

Ситуацию теперь по поручению президента будут держать под контролем не только правительство, но и правоохранительные органы.