Российские медики и спасатели завершили работу в Бейруте. За время работ они извлекли из-под завалов тела десяти человек. Всего в результате взрыва в порту погибли более 170 человек. Разрушено 6 тысяч зданий. Ущерб оценивается в 15 миллиардов долларов. Как теперь выглядит некогда процветающий город?
Бейрут – это не только важный порт Ближнего Востока, но и один из центров его культуры. Сегодня у меня необычная экскурсия по музею современного искусства. Сотрудники в касках, экспонаты можно было бы фотографировать, но теперь их просто нет. Во время взрыва многие коллекции оказались разрушены.
Еще недавно здесь были масштабные выставки. Чтобы понять уровень музея – в прошлом году представляли ближневосточной публике работы Пикассо. Сегодня в здании пусто. Небезопасно. Оно устояло, но большой ремонт точно необходим. Комплекс с лабораторией реставрации, внутренним садом и рестораном находится в двух улицах от моря: ударная волна выбивала все на своем пути, унося на десятки метров двери и окна. Убытки в музее ещё не пытались посчитать. Когда вновь откроются – пока не знают.
"А в этом зале всегда открывался красивый вид, но вы видите сами, что случилось, очень много объектов пострадало", – показывает Муриэль Кахваги, глава службы коммуникации музея.
А это уже знаменитая ливанская достопримечательность – дворец Сурсок. Называется так в честь известной ливанской династии. Стамбульские греки, переехавшие в Бейрут еще в 18 веке, бережно хранили историю семьи и страны все эти годы. Дворец внутри снимать нельзя, небезопасно.
Ударная волна была такой силы, что фрагменты здания разлетались по всей территории. И самое главное, пострадали артефакты, которых было очень много.
Памятник культурного наследия. Династия Сурсок берегла во Дворце раритеты искусства. Что чудом уцелело – сегодня аккуратно складывают во дворе. Ольга Дахер живет в Бейруте почти 30 лет. За эти годы сюда на экскурсию она приводила сотни туристов.
"Оригинальные ,настоящие исторические артефакты, которые сами по себе, им цены нет", – вспоминает Ольга Дахер, экскурсовод, гид в Ливане.
Работы предстоят серьезные. Но хоть как-то пытаются помочь волонтеры. Очистить подсобные помещения, вынести мусор и убрать обрушившиеся части фасада здания.
"Здание пережило две мировые войны, гражданскую войну в самом Ливане, и вот теперь", – сокрушается Родерик Сурсок, представитель династии Сурсок, владелец Дворца.
Это кадры, снятые родственниками Родерика, которые были в момент взрыва на улице. Именно близость к эпицентру стала роковой для здания. Пострадали многие, представляющие ценность для туризма, исторические объекты. Без них ближневосточный колорит уже не тот.
"Я работаю с наследием Бейрута уже почти 40 лет. Эта ударная волна нанесла огромный ущерб. Пострадали именно те районы, в которых у нас больше всего зданий, представляющих историческую ценность", – отметил Фадлалах Дагхер, архитектор.
Сколько уйдёт времени на восстановление объектов культуры – непонятно. В ливанском бюджете нет денег даже на срочные, стратегически важные объекты. Скорее всего, музеи в этом списке будут не первыми. Без мировой помощи Бейруту не обойтись.