Несмотря на ограничения авиасообщения между европейскими и карибскими странами, все мировые СМИ сегодня обсуждают долетевший до Доминиканы рейс из Лиссабона, на борту которого был 82-летний бывший король Испании Хуан Карлос и его семья. Издание El Mundo назвала это незапланированным отпуском и намекнула что отставной монарх вернется в сентябре. Однако по мнению испанской прокуратуры, это обычный побег.
Хуан Карлос I де Бурбон на закате жизни отправляется в добровольное изгнание с багажом подозрений в коррупции. Пишут, что он уже на Карибах – в Доминиканской республике.
Главное, что вызывает вопросы к Хуану Карлосу – это 100 миллионов евро, полученные им в 2008 году от саудовского короля.
За что такой щедрый подарок, может быть, это откат или взятка за что-то? Есть ли здесь связь с контрактом на строительство железной дороги от Мекки до Медины, который испанские компании получили тремя годами позже?
Бывший испанский монарх никогда не комментировал свои дела, но на фоне расследования, которое начала швейцарская прокуратура, а потом подхватили и следственные органы Испании, он сознательно отдалялся от королевской семьи, не желая, чтобы тень подозрений легла и на сына, короля Филиппа VI, который весной этого года демонстративно лишил отца содержания.
В коротком письме Филиппу Хуан Карлос объясняет свой отъезд интересами страны и монархии: "Это решение я принимаю с грустью, но со спокойной душой. Я был королем Испании почти 40 лет и на протяжении этого времени я всегда хотел лучшего для Испании и для короны".
Анализируя результаты деятельности Хуана Карлоса, придется констатировать, что Испания интересовала его даже больше, чем корона.
Получив власть по завещанию фашистского диктатора Франко, король превратил Испанию в конституционную монархию, настолько декоративную, что по факту в стране – парламентская республика. Король стал источником гражданских свобод, подавил военный путч 1981 года, и, легализовав однополые браки, практически самоустранился от управления государством.
С постепенным становлением демократии и укреплением в ней позиций социалистов имидж монархии стал все больше страдать от жизнелюбия Хуана Карлоса. И теперь именно радикальные левые больше всего возмущаются отъездом, или, как они сами говорят – бегством, бывшего короля.
"Бегство за границу Хуана Карлоса де Бурбона представляет собой недостойное поведение бывшего главы государства, и оно ставит монархию в очень затруднительное положение. В знак уважения к обществу и к испанской демократии Хуан Карлос I должен был бы ответить за свои действия в Испании и перед своим народом", – заявил Пабло Иглесиас, второй заместитель председателя правительства Испании, генеральный секретарь партии "Подемос".
Хуана Карлоса обвиняли в расточительстве, подозревали в супружеской неверности (кстати, его жена – София Греческая – отказалась последовать за бывшим королем в изгнание).
В 2006 он познакомился с яркой и предприимчивой женщиной – немецкой принцессой Кариной цу Сайн-Витгенштейн, с которой его связали, по всей видимости, не только дружеские и рабочие отношения. В 2012 именно эта женщина организовывала и сопровождала короля в знаменитой охоте на слонов, которая вызвала в Испании страшный скандал, вынудивший Хуана Карлоса отречься от престола в пользу сына Филиппа.
Теперь же выясняется, что большая часть из 100 саудовских миллионов осела на счетах госпожи Сайн-Витгенштейн. И это уже такой cherchez la femme, который, как опасаются монархисты и консерваторы, может закончиться крайне печально для всех испанских Бурбонов.
"Хуан Карлос показал, что в данном случае он совершил ошибку с точки зрения этики, хотя с юридической стороны никаких ограничений нет. Этот шаг был очень болезненным для короля и всей его семьи. Но есть люди, которым это недостаточно, они продолжают накалять и без того напряженную ситуацию. Сначала совершают атаки на отца, затем и на сына", – заявила Кармен Энрикез, журналистка, эксперт по испанскому королевскому двору.
Кроме леворадикалов, к числу наиболее ярых хейтеров королевской семьи относятся и разного рода сепаратисты. После известия об отъезде бывшего короля мгновенно возбудился парламент Каталонии с явным намерением затеять парад суверенитетов.
"Я требую, чтобы король Филипп VI отрекся от престола. Это даст возможность испанскому обществу благополучно выйти из сложившейся ситуации. Именно поэтому я заявляю о том, что призвал главу Каталонии созвать экстренное парламентское заседание для обсуждения кризиса, вызванного испанской монархии и достижения единогласной позиции по этому вопросу для всей Каталонии", – сообщил Ким Торра, председатель правительства Каталонии.
Изгнание – само по себе тяжкое наказание для старого человека, но оно вдвойне тяжелее для короля, который надеялся на достойное место в истории нации.
Консервативная оппозиция и даже умеренные социалисты в правительстве сочувствуют его решению, понимая, что этой жертвой он пытается защитить нечто большее, чем самого себя.
По испанским законам Хуан-Карлос вообще не подсуден – в 2008 он обладал юридическим иммунитетом. И истинная цель недоброжелателей экс-короля, не усадить его на скамью подсудимых, а довести дело до логического конца и тем самым вынести приговор испанской монархии.
Монархия еще не превратилась для испанцев в абсолютно музейную ценность. Это важный институт, на авторитет которого опирается единое государство. И ему очень опасно терять такие точки опоры. В конечном, счете, полномасштабный кризис короны может обойтись Испании значительно дороже, чем коронавирус.