Преступления нацистов не имеют срока давности

Свидетельства очевидцев, воспоминания родных и документы из спецархивов, которые еще недавно были секретными. Для участников федерального проекта "Без срока давности" эти улики против военных преступников бесценны – по ним изучают события Великой Отечественной войны.

Свидетельства очевидцев, воспоминания родных и документы из спецархивов, которые еще недавно были секретными. Для участников федерального проекта "Без срока давности" эти улики против военных преступников бесценны – по ним изучают события Великой Отечественной войны.

В этих документах – факты геноцида, преступлений захватчиков Орловщины против мирного населения. Они были рассекречены ФСБ, чтобы последствия трагедии, коснувшейся сотен тысяч семей, не преуменьшались. Восстановление исторической справедливости является целью проекта "Без срока давности", в рамках которого и прошла конференция, где были презентованы данные документы. Поисковики их уже изучают.
Председатель Орловского регионального отделения Российского военно-исторического общества Павел Меркулов отмечает: "Помогают им устанавливать места органы ФСБ, которые имеют все документы и уже проводили когда-то исследования, но проводили согласно опросов, документов первой комиссии, которая исследовала зверства фашизма, которая прошла сразу после освобождения, когда готовились к Нюрнбергскому процессу".

По данным той комиссии, в оккупацию 56 тысяч мирных жителей были угнаны на рабский труд, 20 тысяч не вернулись. Кто отказывался – попадал в тюрьму. Были убиты 4 тысячи мирных граждан и 8 тысяч военнопленных. Многие преступления отличались жестокостью.
"В Болховском районе 1 января 1942 года в деревне Городище замерзли в снегу трое малолетних детей – Родионовы Валя, Коля и Нина. До двух лет дети были выброшены немцами раздетыми и разутыми на улицу из своего дома. Малоархангельская районная комиссия: летом 1942 года полицейские поймали двух девушек, усадили в машину, увезли в лес и расстреляли", – приводит примеры злодеяний заместитель начальника научно-организационного отдела Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Александр Саран.

Но погибали мирные жители на захваченной Орловщине не только от рук солдат вермахта – множество преступлений совершены их союзниками. Именно такой факт сейчас проверяют орловские следователи. Расстрелы – одиночный в Должанском районе и массовый в Шаблыкинском – подтверждаются показаниями родственников погибших, местных жителей и архивными документами. Старший следователь-криминалист СУ СК РФ по Орловской области Александр Коргин поясняет: "Проверяются сведения, полученные от местных жителей, о причастности к одному из совершенных преступлений финских солдат, которые наравне с немецкими проявляли жестокость по отношению к мирному населению".

Орловские поисковики по архивам ФСБ уже устанавливали личности найденных людей, а месте совершения преступлении рассказал один из местных жителей – ребенком он видел расстрел семьи мигрантов в мае 1942 года.
Заместитель председателя ОРОО МПО "Огненная дуга" Наталья Бодрова рассказывает: "Когда немцы обнаружили еврейские семьи, они их собрали, выстроили вдоль стены одного из домов и стали что-то зачитывать. Возможно, это был приговор. И во время читки у одной из женщин подкосились ноги. Затем их завели в дом и по трое выводили, заводили в недалеко находящееся овощехранилище и там расстреливали".

Огромное количество жертв захватчики оставили при отступлении. Дома в деревнях жгли вместе с людьми, подрывами и пожарами уничтожили в Орле 1500 зданий. Обо всем этом и рассказывает проект "Без срока давности": у нацизма не было обратной – "светлой" – стороны.