Тема:

"Исламское государство" 2 месяца назад

Дело Богдана Колодяжнова: с терроризмом не шутят

В деле Богдана Колодяжнова, 18-летнего жителя Башкирии, получившего 5,5 года колонии по двум уголовным статьям – об участии в террористической организации и о вовлечении в террористическую деятельность – появились новые подробности.

В деле Богдана Колодяжнова, 18-летнего жителя Башкирии, получившего 5,5 года колонии по двум уголовным статьям – об участии в террористической организации и о вовлечении в террористическую деятельность – появились новые подробности.

Молодой человеке привлек внимание некоторых СМИ в качестве вовсе не преступника, а, якобы, жертвы максимально нелепой ситуации. Дескать, он всего лишь вступил в одну из закрытых интернет-групп с пропагандой идей группировки ИГИЛ (запрещена в РФ) на просторах соцсетей и рассылал скриншоты оттуда то ли в попытке подшутить над одноклассниками, то ли для того, чтобы произвести на них впечатление, а сам всерьез ни экстремистской идеологией, ни какими-либо проявлениями радикального исламизма никогда не интересовался.

Однако тут-то и подоспели новые детали этой истории, которые моментально сделали все разговоры о неоднозначности приговора за шутку абсолютно неубедительными.

Адвокат Богдана Колодяжнова только что получил на руки приговор Центрального окружного военного суда в Екатеринбурге: пять с половиной лет тюрьмы. Защита будет его обжаловать, потому что, по словам адвоката, Богдан то ли пошутить хотел, то ли самоутвердиться в глазах друзей.

"Друзья, скажем так, не из самых лучших, то есть, стоят на учете в полиции и прочая, и прочая. И вот, собственно говоря, родилась шутка. Шутка оказалась сама порочна по себе. По ссылкам он прошел в какую-то группу (их там несколько было), надергал оттуда сообщений и стал слать, говорить о том, что он куда-то там вступил, что-то там сделал, какую-то там клятву подал. Парень просто заболтался, просто потерялся в своих собственных фантазиях", – уверен адвокат Игорь Упоров.

Но на фантазии переписка Колодяжнова с одноклассниками уж точно не похожа. Об этом говорит психолингвист Эльвина Салихова. Она подробно анализировала тексты и видео для следствия, говорит, что на Колодяжнова даже выходил связной, некий Али. Какие тут шутки?

"Это переписка, прежде всего, с одноклассниками, где он ссылается уже на свою связь с неким Али, где он "зарегался" – цитирую его – на форуме, турецком канале, который убедил его вступить в умму доблестных львов ислама. Подобные формулировки человек, конечно, просто так сам не выдумает. Он говорит о том, что согласно высланной ему инструкции изготавливал самодельное взрывное устройство. Даже обсуждались даты того, когда он собирался взорвать школу – это последний звонок 25 мая. Знаете, вот там психологических признаков того, что человек шутит, нет", – подчеркивает профессор кафедры языковой коммуникации и психолингвистики УГАТУ Эльвина Салихова.

По словам адвоката, Богдан отправлял друзьям сообщения о "присяге" запрещенной в России ИГИЛ в период с 27 марта по 5 апреля 2019 года. Парень он физически не сказать, чтобы крепкий, подчеркивает защита. Мол, ну какой из него террорист?

"Он послал ролик, который записал, и не понимает смысл его. Самое смешное, что никто не понимает его смысл, потому что там смесь русского, арабского какого-то и украинского. И это он назвал "присягой". Простите! Он послал своему другу! Так он кому присягнул? Дену? Или ИГИЛ?! Я вообще ничего не понял", – подчеркивает адвокат Игорь Упоров.

Как рассказала лингвист, в этой "присяге" значилось имя лидера международных террористов Абу-Бакра аль-Багдади. Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин утверждает: "Он записал видео на непонятном языке, но он делал это сознательно. Он, значит, отправил скрин своего паспорта, отправил свою фотографию. Отправил пятерым одноклассникам, то есть, по сути, выступил вербовщиком".

Богдан Колодяжнов писал одноклассникам, что начал искать и смотреть видео и фильмы об ИГИЛ (запрещена в РФ), пересылал им ролики о том, как террористы казнят пленных, писал, что у них, мол, "самая твердая валюта". Даже прозвище в школе получил. "За ним закрепилась в школе, и в материалах дела это указано, кличка "Террорист". По-видимому, это тоже не случайно. Такие высказывания имеются, например: "Терроризм – это не так уж плохо, как его у нас представляют". Или "Россия заняла сторону шайтана", – напоминает профессор кафедры языковой коммуникации и психолингвистики УГАТУ Эльвина Салихова.

Статьи, по которым обвиняется Колодяжнов, предусматривают от 8 до 20 лет за решеткой. Богдану дали ниже минимального срока. "Исходя из того, что идет вменение по двум: одному, как минимум, тяжкому, а другому – особо тяжкому составу, максимум своих усилий в плане смягчения ответственности молодого человека Центральный окружной военный суд предпринял", – подчеркивает адвокат Олег Цуканов.

Колодяжнов просил одного из друзей занести и установить в школе бомбу, которую он изготовит. Об этом рассказала психолингвист Эльвина Салихова. Как-то это не вяжется с версией защиты про "самоутверждение" за счет "шуток" про терроризм.