Русло реки Городянки в подмосковной Рузе расчистили, но восстановительные работы в районе прорыва дамбы будут идти еще несколько дней. Из-за катастрофического потопа в городе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Но только ли ливень стал причиной трагедии и на какую помощь могут рассчитывать пострадавшие?
- Было две теплицы, вот одна наполовину сломанная, вторую теплицу мы так и не нашли. Здесь, наверху, диван стоял – тоже унесло.
Завалы после мощного наводнения разбирают уже пятые сутки. На помощь пострадавшим приходят волонтеры, коммунальщики и военные. В зоне подтопления 29 частных домов. Дом Александра стоял прямо на пути разбушевавшейся реки.
У дома был каменный фундамент. Его просто смыло потоком, уровень воды в котором, судя по отметкам, был больше метра. Унесло даже диван со второго этажа. Сарай и теплицы – вдребезги.
"Дорога асфальтированная. Посмотрите на дерево – трехметровый кусок. Это все снесло, этот асфальт. И речка ушла туда. А речка – она как и была, если вы посмотрите, вот она, Городянка", – говорит Александр Сиротин.
Городянку тут называли ручьем, но за несколько минут ручей превратился в бурную реку. Из-за обильных осадков дамба над ней переполнилась.
Жителей успели эвакуировать, никто не пострадал. Но многие остались без жилья – дома просто уплывали.
"Находясь на этой дороге, увидел, что дом мой уплывает. Сосед Владимир, будучи на пригорке, снимал", – рассказывает Илья Шонин.
Размыло и дороги. Участок Волоколамского шоссе – главную артерию Рузы – восстановили только в пятницу. А вот расчистка устья Городянки еще продолжается. Много лет назад, чтобы сделать пожарные водоемы, реку искусственно запрудили – насыпали четыре небольшие дамбы и положили трубы. Жители уверены: шанс предотвратить катастрофу был.
"Вода, которая шла к нам оттуда, собралась за сутки. И сутки стояла там. Ничего не было предпринято", – говорит Екатерина Савелова.
По одной из версий жителей, трубы были забиты. Геодезист Сергей Дахов лично обследовал разрушенные дамбы.
– Из-за чего засорение произошло?
– Овраг абсолютно заброшенный. Там деревья росли, мусор.
– То есть, никто не следил, не чистил?
– Ну, по крайней мере, я такого не видел.
– А по-хорошему как должно быть?
– По-хорошему, должны проверять все это.
Однако власти это опровергают. Говорят, что оценили риски, вскрыли дамбу и аккуратно слили воду.
"Из-за огромного количества воды переливная труба не справилась. Уровень воды поднялся над дорожным полотном более чем на метр", – говорит глава Рузского городского округа Николай Пархоменко.
– Есть информация, что эта труба была засорена. Геодезист нам подтвердил это. Почему их не чистили?
– Я эту информацию не подтверждаю.
За плотинами раньше следил Рузский хлебозавод. В начале "нулевых" их сняли с баланса предприятия. Кто содержал их потом и расчищали ли трубы вообще, непонятно.
– Кто-нибудь там чистил? Говорят, забились эти трубы.
– Камер нет, мы не следим за этой трубой.
Кто виноват в случившемся, теперь выясняет прокуратура.
– Кто несет ответственность за его состояние?
"Администрация Рузского городского округа. В настоящее время в ходе проверки будет дана объективная оценка всем обстоятельствам произошедшего", – говорит Рузский городской прокурор Прокуратуры Московской области Николай Развозжаев.
Жителей из пострадавших домов разместили пока в пансионате. Некоторые живут у родственников. Местные власти пообещали оказать им помощь. Ее размер, правда, неизвестен.