Футбольный чемпионат не смог отнять зрителей у Московского международного кинофестиваля. За неделю, пока шел фестиваль, показали более трехсот фильмов, и их посмотрели почти 130 тысяч человек.
Эммануэль Беар только прилетела на Московский кинофестиваль, и тут же получила подарок – лимон. Искренне ему обрадовалась, как будто не ждала ничего большего – например, почетной награды "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского". Или потому что лимоны обожает с детства. Она их ела и на экране – в самом скандальном фильме конкурса "Это начинается с конца". Фильм даже революционные Канны сочли "слишком горячим". В Москве не побоялись.
Экранной страсти Беар предавалась вместе с собственным мужем, по совместительству режиссером. А в Москву привезла всю семью – ее маленький сын влюблен во все русское. "Мой сын выбрал русский язык для изучения в школе – он без ума от русской культуры литературы, музыки. Слушает Стравинского, зачитывается "Братьями Карамазовыми". И вот представьте себе – все учат английский, а он – русский. Я не могла не сделать ему этот подарок. Так что привезла его сюда, чтобы он на несколько дней погрузился в российскую реальность", – говорит актриса.
В российскую реальность все 9 фестивальных дней погружался и другой знаменитый француз – Люк Бессон. Серьезный, временами даже мрачный председатель жюри на этом фестивале "с французским акцентом" предпочитал говорить мало и по-английски – и много смотрел кино.
И те фильмы, что судейская коллегия увидела, даже не заставили их дискутировать – в том смысле, что победители были выбраны единогласно. И вот уже с серебряной статуэткой на голове танцует лучший актер, албанец Ник Хелилай. "Может быть после этой победы наши режиссеры, которые сбежали из Албании в сложные годы, вернутся и будут снимать кино", – предполагает Хелилай.
Албания, Чехия, Венгрия, Румыния, Польша, Болгария, Сербия – 7 из 17 фильмов конкурса кинофестиваля в этом году – из стран бывшего соцлагеря. Все это могло бы быть похоже на программу фестиваля советских лет, если бы не темы фильмов. Драматические моменты общего прошлого. "Для меня большая честь оказаться в Москве – особенно с учетом того, какой фильм мы привезли. Он ведь о событиях не очень приятных для нашего и для вашего народа. Это знак моральной зрелости и колоссальный урок для нас, для чехов – что вы, в Москве, вручаете нам такую награду, – говорит актриса Вилма Цибулкова, получившая серебряного "Георгия" за роль в фильме "Как рай земной" о событиях "Пражской весны".
Польская драма "Розочка" основана на реальных событиях, и как будто продолжает катынскую тему, открытую в кино Анджеем Вайдой. Режиссер Ян Кидава-Блоньский признался, фильм решил снять после того, как имена поляков, тайно служивших госбезопасности, оказались рассекреченными. И за это прямое и жесткое режиссерское высказывание он получил в Москве приз.
Отправив всех серебрянных "Святых Георгиев" в страны Восточной Европы, золотой приз Люк Бессон приберег для режиссера из Венесуэлы. На 32-м Московском международном победил фильм "Брат" – про футбол. Кинематографисты засвидетельствовали свое почтение мировому первенству. А режиссер Марсель Раскин еще долго в это свое счастье не верил. "Брат" – его первый фильм, он чудом успел его к фестивалю смонтировать. "На самом деле в Венесуэле самая популярная игра – вовсе не футбол, а бейсбол. Оттого мечта моих героев, двух братьев – играть в профессиональной команде – почти недостижима. У нас ведь не как в Бразилии, когда мальчишек из дворовых команд ищут и вербуют клубные тренеры. Так что мое кино про тот единственный шанс, который бывает в жизни", – говорит режиссер.
Картина "Брат", по словам режиссера, еще и про то, что жизнь нам часто забивает голы – но каждое утро нужно просыпаться с уверенностью, счет все еще 0:0. Московский кинофестиваль эту уверенность венесуэльца укрепил, а Люк Бессон, объясняя выбор, сказал, что среди режиссеров-конкурсантов искал горячее сердце. И так уж совпало, что это сердце пело про футбол. "У футбола и кино очень много общего, – заявил Бессон. – Нужно очень любить то, что делаешь. Желание, энергия, страсть – без этого нельзя выходить ни на поле, ни на съемочную площадку. А если этого нет – не играй, не снимай кино, нельзя же делать это ради денег. Футболисты и кинематографисты – все мы представляем свои страны, на чемпионате мира или на кинофестивале".
Чемпионат мира волновал и президента киносмотра Никиту Михалкова: как бы спортивные баталии не отвлекали зрителей от важнейшего из искусств. Но все фестивальные залы были не просто заполнены – переполнены. Билеты разлетались в минуты. "Опять сидел на ступеньках – и получаю удовольствие. У меня же не получается так – всю картину посмотреть. Но – не в обиду режиссерам – ты можешь за 40 минут понять качество картины", – рассказывает Михалков.
214 фильмов за 9 дней. Почти 130 тысяч человек воспользовались уникальным шансом посмотреть мировое кино. Киногурманов в России становится все больше – и в этом, вероятно, главное достижение "чемпионата мира по кино", как часто называют Московский международный кинофестиваль.