Прорыв SpaceX: космонавтика становится многоразовой

В США компания SpaceX Илона Маска впервые запустила ракету с уже использовавшейся ранее первой ступенью. Таким образом, она получила статус многоразовой. Ступень отправила в космос спутник связи, а сама вскоре успешно приземлилась на морскую платформу в Атлантике.

В США компания SpaceX Илона Маска впервые запустила ракету с уже использовавшейся ранее первой ступенью. Таким образом, она получила статус многоразовой. Ступень отправила в космос спутник связи, а сама вскоре успешно приземлилась на морскую платформу в Атлантике.

Это был запуск ракеты-носителя Falcon 9, первая ступень которой уже бывала в стратосфере, вернулась и теперь ей предстояло проделать это еще раз. Через 9 минут после запуска, в результате которого на орбиту был выведен спутник связи, ступень успешно приземлилась в Атлантическом океане на плавучую платформу с романтическим названием "Конечно, я все еще люблю тебя". Сам момент приземления, правда, в трансляции не показали, возможно, опасаясь неудачи.

Стоимость программы — 1 миллиард долларов, по сравнению с конкурентами не такие уж космические деньги. Идейный вдохновитель и главный спонсор высокотехнологичного проекта, бизнесмен Илон Маск, на седьмом небе от счастья. Ведь успешный запуск и приземление открывает дорогу к его главной мечте — полету на Марс.

"Это великий день. Честно говоря, я просто ошеломлен. После того, что случилось, я потерял дар речи. Нашей талантливой командой проделана огромная работа", — заявил Илон Маск.

Случившееся называют новой главой в развитии космонавтики. Первая ступень ракеты — самая дорогостоящая, поэтому ее многоразовое использование должно удешевить запуски. При возвращении ступень тоже использует двигатели и сжигает топливо. Чтобы сократить путь и сэкономить, она прилетает не на стартовую площадку на суше, а на ближайшую точку к поверхности в океане. По пути многоразового использования отдельных элементов ракет, скорее всего, пойдут и в НАСА, и в Роскосмосе.

"У нас отрабатываются и отработаны двигатели, которые могут использоваться и используются многократно. Это и 191-й двигатель, и те, которые сейчас отрабатываются для "Ангары" и для новой ракеты среднего класса. Как мы знаем, двигатели — это наиболее дорогостоящая и существенная часть средства", — сообщил Игорь Комаров, генеральный директор Роскосмоса.

Компания Маска SpaceX обещает делать скидку на запуски до 30% и сократить подготовку к повторному использованию ступени с нынешних четырех месяцев до нескольких дней.

На этом пути пока не все гладко. В сентябре ракета взорвалась прямо на стартовом столе, из 14 попыток приземления ступени 5 окончились неудачно. Тем не менее, Маск обещает в 2018 году свозить двоих космических туристов к Луне. Их имена пока держат в секрете. Правда, в отличие от другого энтузиаста космоса Ричарда Бренсона, сам Маск в космический полет пока не собирается, но уверяет, что его клиенты осознают весь риск предприятия.

И почему ракеты не летают как самолеты по многу раз, задумался как-то Илон Маск. И доказал, что это возможно. Но новой космонавтике еще предстоит выучиться у авиации главному, чтобы в абсолютном большинстве случаев число взлетов равнялось числу посадок.