В этом году на восстановление здания ИНИОН выделили более 600 миллионов рублей. Ровно год назад в библиотеке произошел крупный пожар, в котором пострадали более 5 с половиной миллионов книг. Какие уроки извлекли из ЧП, и каким будет обновленный ИНИОН?
Ровно год молчания и неопределенности. В такую же пятницу в 2015 году языки пламени охватили несколько этажей библиотеки ИНИОН, и весь год москвичам казалось, что о здании просто забыли. Все потому, что внешне ничего не меняется: фасад затянут все в ту же строительную сетку и, судя по последним сообщениям, это надолго.
Еще четыре года здание проведет в строительных лесах: библиотеку полностью обновят к 2020 году. В проекте, который Федеральное агентство научных организаций представило журналистам, много ярких деталей. Читальные залы оформлены в модном сегодня стиле хайтек. Говорят, есть даже деньги, на которые все это теперь строить. "Выделено более 600 миллионов рублей на следующий год к уже имеющемуся бюджету", — поясняет Михаил Котюков, руководитель федерального агентства научных организаций.
Пока что эти эскизы скорее похожи на недостижимую утопию. Книги, уцелевшие после пожара, сейчас хранятся по разным НИИ и производственным комбинатам. Один миллион единиц – в Люберцах, еще 40 тысяч (особо ценные издания XIV-XIX веков) – в институте экономики РАН. Какая-то часть книг спустя год все еще хранится в коробках, а те, что все-таки заняли место на стеллажах, нуждаются в более строгом температурно-влажностном режиме.
"Надо, чтобы света не было, чтобы жарко не было, — перечисляет Татьяна Решетник, хранитель фондов фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН. — Идеальных условий пока достичь не удается из-за нехватки ресурсов".
Математика происшествия: из 14,5 миллиона книг сгорело почти 6 миллионов, еще 3 миллиона пострадало, пока готовились к эвакуации. Спасти эти издания оказалось не просто даже для опытных специалистов. Например, дореволюционные газеты “Деловая Сибирь” и “Дальний Восток” пострадали еще и потому, что сама по себе бумага в те времена была низкого качества.
В здании ИНИОНа книг почти не осталось: только те, что проходят санитарно-техническую обработку. Специалистов немного – всего 4-5 человек, каждая страница обрабатывается вручную, медленно. С другой стороны, как заверяют библиотекари, копоть и загрязнения для уцелевших экземпляров не критичны. Хуже уже не будет.
ИНИОН тушили 27 часов, несколько суток откачивали из подвалов воду и очень долго критиковали руководство за непоследовательную политику: на момент пожара оцифровано было лишь 7 тысяч документов из почти 15 миллионов. Темпы сканирования с тех пор увеличились едва ли: по тысяче книг ежегодно. Закупка новых автоматизированных систем ускорит процесс, средства на них уже есть.