Поезда обычно не лучшее место для использования мобильных телефонов: связь в некоторых вагонах практически отсутствует. Команда исследователей из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) разработала для путешественников особые окна, которые помогут им оставаться на связи даже в пути.
Окна сделаны из стекла, которое было подвергнуто лазерной обработке. В итоге у них те же изоляционные свойства, что и в обычных пассажирских вагонах, но они при этом не мешают приёму сигнала мобильной связи.
Согласно данным специалистов EPFL, инженеры в целях теплоизолирования вагонов используют стеклопакеты, оснащённые ультратонким металлическим покрытием, которое позволяет пропускать свет, но одновременно с этим отражать тепло. По этой причине вагон способен поддерживать заданную температуру, используя минимальное количество энергии. Такие стеклопакеты в четыре раза энергоэффективнее обыкновенных, необработанных стёкол.
Но покрытие не только отражает тепло, оно также блокирует телекоммуникационные сигналы. Поскольку сами вагоны сконструированы из металла, металлическое покрытие в окнах превращает их в "клетки Фарадея", заземлённые металлические экраны. Они буквально "прячут" внутреннее пространство вагона от электромагнитного изучения. Поэтому пассажирские вагоны – одно из самых худших мест для разговора по сотовому телефону.
Самое частое решение этой проблемы – это оснащение вагонов усилителями и ретрансляторами. Но минус такого выхода в том, что потребуется больший расход энергии, и, соответственно, больше денежных средств на установку и обслуживание техники.
Альтернативное предложение от инженеров EPFL — изменить металлическое покрытие стёкол, чтобы сделать окна чуть более "избирательными" в том, что они пропускают внутрь вагона. Дело в том, что электромагнитные волны мобильных телефонов отличаются по длине от тепловых и световых волн.
Учёные использовали высокоточный лазер для удаления около 2,5 процента металлического покрытия и "выписывания" специального узора на поверхности стекла. Последний совершенно невидим для невооруженного глаза, однако он позволяет проникать электромагнитным и световым волнам. Между тем такие окна по-прежнему способны блокировать тепловые волны и, следовательно, не влиять на теплоизоляцию вагона. Таким образом, поезд больше не будет лишать путешественников сотовой связи.
Прототипы специалистов EPFL уже показали свою эффективность и швейцарская железная дорога Bern–Lötschberg–Simplon установила такие окна на региональные поезда для тестирования технологии в полевых условиях. Если результаты будут хорошими, такими окнами оснастят и другие поезда.