Крупные сообщества людей сформировались под страхом сверхъестественной кары

Вера в сверхъестественное и идолопоклонничество сыграло свою роль в становлении цивилизации, но главным двигателем прогресса оказался страх перед "небесной" карой

Вера в сверхъестественное и идолопоклонничество сыграло свою роль в становлении цивилизации, но главным двигателем прогресса оказался страх перед "небесной" карой
(фото Wikimedia Commons).

Древние верили, что природные катастрофы ≈ это следствие гнева божеств

Древние верили, что природные катастрофы ≈ это следствие гнева божеств
(фото Wikimedia Commons).

Вера в сверхъестественное и идолопоклонничество сыграло свою роль в становлении цивилизации, но главным двигателем прогресса оказался страх перед "небесной" карой
Древние верили, что природные катастрофы ≈ это следствие гнева божеств
Известно, что религия была одним из основных факторов формирования человеческих сообществ. Теперь же учёные выяснили, что процесс становления организованных групп протекал под страхом сверхъестественной кары, а вовсе не вследствие почитания единого божества.

Хотя современные сообщества людей имеют самые разные формообразующие факторы, известно, что наши предки, объединившиеся в первые организованные группы, сделали это вследствие веры в сверхъестественные силы. Психологи давно задаются вопросом, существуют ли конкретные формы религиозной веры, которые повлияли на сложившиеся древние социальные культуры.

В рамках нового исследования учёные выяснили, что именно страх перед сверхъестественным наказанием — карой при жизни или после смерти — стали основным толчком к формированию социумов. Вопреки общепринятым представлениям, вера членов одной группы в единое божество и почитание его не сыграла значительной роли.

Команда исследователей из нескольких австралийских институтов изучила 96 культур Азиатско-Тихоокеанского региона и сравнила полученные данные с моделями эволюционной биологии. По словам авторов этой работы, вера в единое божество не сыграла значительной роли в культурообразующих процессах, главным признаком которых считается взаимная кооперация между членами социума.

Эту гипотезу, прежде всего, доказывает тот факт, что монотеизм и вера во всемогущих сверхъестественных существ в большинстве изученных культур сформировалась уже после того, как примитивная община трансформировалась в полноценный социум.

Согласно выводам, представленным в статье журнала Proceedings of the Royal Society B, основным культурообразующим фактором был страх членов общины перед сверхъестественной карой — неурожаем, нашествием саранчи или природными катастрофами. Именно это чувство могло быть основным двигателем первобытного прогресса, который привёл к трансформации примитивных деревень в города с чётким социальным устройством.

Древние верили, что природные катастрофы ≈ это следствие гнева божеств

Команда пришла к такому выводу, собрав этнографические сведения из различных источников. Учёные изучили раннюю литературу на предмет степени так называемого морализаторства высших богов, а затем проанализировали полученную информацию при помощи различных филогенетических методов.

Авторы исследования сообщают, что они обнаружили 22 примера формирования обществ с высокой степенью политической сложности и низким уровнем морализаторства высших богов. Они также рассказывают, что в ходе исследования была обнаружена масса примеров прямой взаимосвязи страха перед "небесной" карой и ускоренного развития активного сотрудничества между членами социума, которое в конечном счёте привело к становлению полноценной цивилизации с высоким уровнем политической сложности.

В дальнейшем учёные планируют выяснить, что заставляло древних людей верить в сверхъестественные силы. Основная научная гипотеза гласит, что рассказы о божествах и запугивание других более пассивных членов общества были главным методом манипуляции. Именно религиозная вера поспособствовала становлению социальной иерархии — главного фактора формирования любой цивилизации. Всё это исследователи надеются доказать в ходе своих дальнейших изысканий.