"Семнадцать мгновений весны": как снимали легендарный фильм

11 августа исполняется 50 лет со дня выхода на экраны фильма "Семнадцать мгновений весны". В день премьеры в 1973 году у экранов собралось около 70 миллионов человек. История советского разведчика Максима Исаева, он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, описанная в романе Юлиана Семенова и снятая режиссером Татьяной Лиозновой, покорила сердца нескольких поколений зрителей. Платформа "Смотрим" предлагает вспомнить, как создавался 12-серийный художественный телефильм.

В фильме "Семнадцать мгновений весны" снялось рекордное число народных артистов СССР разных лет. А фразы, произнесенные в этой ленте, мгновенно ушли в народ и стали нетленными цитатами. Вспомним некоторые из них, а также яркие моменты творческого процесса.

"Человечество больше всего любит чужие тайны" (Макс Отто фон Штирлиц)

Образ киногероя Максима Исаева-Штирлица был собирательным. Однако его манеры и отличительные черты списывались с советского разведчика Михаила Ивановича Филоненко, который помогал исполнителю главной роли, актеру Вячеславу Тихонову вжиться в роль. А жена Филоненко стала реальным прототипом радистки Кэтрин Кин (Екатерины Козловой), созданной на экране актрисой Екатериной Градовой.

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

"Характер – нордический, выдержанный <...> Холост. В связях, порочащих его, замечен не был" (из характеристики Штирлица)

На роль Исаева-Штирлица претендовали пять кандидатов: Юрий Соломин, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Арчил Гомиашвили и Вячеслав Тихонов. На каждого из них создательница "Семнадцати мгновений весны" Татьяна Лиознова примеряла образ главного героя. Но почти все претенденты не были готовы отдать работе над фильмом несколько лет (съемки продолжались три года). Тихонов согласился с требованиями Лиозновой, а также покорил ее умением без слов выражать движение мысли, играть одним лицом. Внутренним голосом героя, звучащим в кадре, стал народный артист СССР Ефим Копелян. В документальном фильме "Семнадцать мгновений Ефима Копеляна" об их дуэте рассказывается подробнее.

"Беременность делает красивой любую женщину, а у тебя просто не было возможности это замечать" (Кэтрин Кин)

Актриса Светлана Светличная снималась в фильме во время второй беременности. На кинопробах она уже носила под сердцем сына, но Татьяна Лиознова все равно утвердила ее на роль Габи Набель. Актриса рассказывала, что ее кутали в мужской пуловер в кадре, потому что был виден округлившийся живот.

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

"Я танцую со Штирлицем, и таких глаз у меня нет ни в одной другой картине. Во-первых, у меня в утробе дитя, потом – чудная атмосфера, Штирлиц, в которого я была влюблена, несмотря на то, что у меня был замечательный муж. Тихонов нравился всем женщинам", – вспоминала Светличная в документальном фильме "Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова".

"Самые счастливые люди на земле – те, которые могут вольно обращаться со временем, ничуть не опасаясь за последствия" (голос за кадром)

Одной из самых пронзительных сцен в фильме – встречи Штирлица с женой в кафе "Элефант" – изначально не было ни в сценарии, ни в романе Юлиана Семенова. Идею безмолвного свидания разведчика с супругой предложил Вячеслав Тихонов. Знакомый актеру разведчик-нелегал рассказывал ему похожую историю. Предложение артиста заинтересовало Татьяну Лиознову, а потом и Юлиан Семенов пообещал добавить эту сцену в текст переиздания своей книги. Подробнее о работе артиста над ролью – в документальном фильме "Легенды мирового кино".

"Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика" (голос за кадром)

Голос для двух главных песен фильма нашли на финальном этапе работы. Иосиф Кобзон, исполнивший "Мгновения" и "Песню о далекой Родине", не был указан в первых титрах, так как их сделали до утверждения его кандидатуры. Поиск вокалиста продолжался долго. В студию приезжали и Муслим Магомаев, и Валентина Толкунова, и Валерий Ободзинский, и Вадим Мулерман. В итоге режиссер попросила Кобзона спеть так, чтобы его голос зритель не узнал. В концертной программе "Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы". Вечер-посвящение Микаэлу Таривердиеву" звучат мелодии, созданные гениальным советским композитором для фильма Татьяны Лиозновой.

"Ясность – это одна из форм полного тумана" (Генрих Мюллер)

Леонид Броневой, сыгравший шефа гестапо Генриха Мюллера, сначала прошел пробы на роль главы Третьего рейха Адольфа Гитлера. На фюрера нацистской Германии артист оказался очень похож в гриме, но жена актера была категорически против того, чтобы он играл Гитлера. А когда Броневого утвердили на роль Мюллера, супруга помогла ему выучить роль. Репетировали преимущественно по ночам. Виктория Валентиновна читала монолог Штирлица, а Леонид Сергеевич – свои реплики в ответ, потому что ему было важно найти правильную интонацию. К началу съемок Броневой при помощи жены выучил слова обоих персонажей. В документальном фильме "Легенды мирового кино" вспоминают о съемках "Семнадцати мгновений весны".

"Маленькая ложь рождает большое недоверие" (Вальтер Шелленберг)

Леониду Куравлеву сперва не удавался образ оберштурмбаннфюрера СС Курта Айсмана, тогда Татьяна Лиознова предложила ему закрыть повязкой один глаз, а другим попросила "прожигать" собеседников. А Олег Табаков оказался настолько похож на бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, что родственники начальника политической разведки впоследствии связались с актером и рассказали, что смотрят "Семнадцать мгновений весны", когда хотят вспомнить "дядю Вальтера".

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

В 2009 году легендарный фильм Татьяны Лиозновой по сценарию Юлиана Семенова получил новую жизнь в цвете. На канале "Россия" состоялась премьера колоризированной версии картины. Увидеть ее вы можете на платформе "Смотрим" прямо сейчас.